1 Июл »

Развитие фабрично-заводской промышленности

Автор: Основной язык сайта | В категории: Индустриальное развитие
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Быстрое развитие фабрично-заводской промышленности, транспорта, а также хищническое уничтожение лесов, которое вызвало большой спрос на минеральное топливо, стали важными факторами подъема угледобычи в Донецком бассейне. В конце 60-х и особенно на 70-начала х лет здесь наблюдалась настоящая предпринимательская лихорадка. Быстро переоборудовались и увеличивали добычу угля шахты, возникали новые каменноугольные предприятия, акционерные общества при участии иностранных капиталов.

На протяжении 1860—1870 pp. добыча угля в Донбассе возрос в 2,5 раза. Через 10 лет в Донбассе насчитывалось 197 угольных шахт, на которые добывалось 86,3 млн пудов угля, который составлял 43,1 % всего добычи угля Русской империи. Как и в других областях, развитие угледобычи сопровождалось усилением концентрации производства. Уменьшалось количество небольших шахт, вместе с тем возрастали число больших и доля их в угледобыче. Вместе с тем потребности промышленности и транспорта в угле удовлетворялись недостаточно.

Уровень энерговооруженности шахт оставался низким. Основные производственные процессы -добыча и транспортировки в лаве угля — осуществлялись вручную.
Несмотря на те что в пореформенные десятилетия важнейшие области трудной индустрии развивались ускоренными темпами, машиностроение, которое было ее сердцевиной, значительно отставало. Сравнительно быстро развивалось сельскохозяйственное машиностроение, которое было вызвано возрастающим спросом на сельскохозяйственную технику. Если на 60-начала х лет в Украине существовало не больше 20 небольших машиностроительных заводов, то в 1884 p. действовало 75 заводов (без Таврийской губернии). Среди них были довольно большие предприятия фабрично-заводского типа. В Харькове, например, действовали заводы Гельферих-Саде (основанный в 1878 p.) и Мильгозе (1873 p.). В Херсонской губернии работало два предприятия. В 1876 p. в Луганске был основан машиностроительный завод Гартмана. Постепенно разворачивалось морское судостроение. Оно было представлено Херсонской и Николаевской верфями — большими капиталистическое организованными предприятиями.  С развитием машиностроительной промышленности возрастала ее энерговооруженность. В 80-середине х лет в Украине больше чем 79 % предприятий машиностроения использовали паровую энергию. Они выпускали свыше 96 % продукции этой области.
Непосредственное влияние на развитие продуктивных сил Украины имел транспорт, особенно железнодорожный. Железнодорожное строительство в Украине развернулось сразу после крестьянской реформы. В 1863 p. началось сооружение первой железнодорожной линии от Балты до Одессы протяжностью 196 верст. 1 сентября 1866 p. здесь началось уже регулярное движение. В 1869 p. закончена линия Балта — Крюков с ветвью от станции Раздельная к Тирасполю.

Первая железная дорога на Левобережье появилась в 1868 p. Она пролегала от Курска на Гадание, а дальше к Броварам. В 1870 p. эту железную дорогу было соединено с Киевом. В 1869 p. завершено строительство еще одной важной линии: Курск — Харьков — Таганрог — Ростова-на^-Дона. Она соединила Слободскую Украину (через Донбасс) с Таганрогом и Ростова-на^-Дона на юге, а также с Москвой на севера. Активное железнодорожное строительство длилось 70-на протяжении х лет. В 1871—1880 pp. сооружено 2643 км железнодорожных путей, а за предыдущее десятилетие — 2191 км. На 70-конец х лет в Украине была создана целая система железных дорог. Они соединили между собой наибольшие города и промышленные районы Донбасса, Приднепровье, Хромой Рог, Украину и разные районы России. Большими железнодорожными узлами стали Харьков, Киев, Кременчуг, Екатеринослав, Одесса.
Осуществляя программу железнодорожного строительства, царское правительство выходило из своих великодержавных интересов. Железные дороги должны были перво-наперво соединить русские промышленные центры с черноморскими портами. Направленные на мероприятие колеи были подчиненные не столько хозяйственным, сколько стратегическим целям, которые не совпадали с хозяйственными интересами Украины. Таможенными и провозными железнодорожными тарифами, налогообложением русское правительство ставило экономику Украины во все более более тяжелое положение.

Главной водной артерией был Днепр с его притоками. Немало грузов перевозилось Днестром, Южным Бугом. В подвижном составе речного флота возрастала доля пароходных речных судов. Если Днепром выше порогов в 1859 p. курсировало 17 пароходов, то в 1884 p. уже 74. Всего на Днепре в 1886 p. эксплуатировалось 7,4 тыс. судов. Южными морскими воротами не только Украины, а и всей империи Романовых был Азово-Черноморский бассейн. На его порты в 1866—1870 pp. приходилось 46,8 % стоимости вывезенных и 20,7 % ввезенных через европейские порты России товаров. В следующие года торгово-экономическое значение южноукраинских морских портов возрастало.
Итак, после отмены крепостного права в империи Романовых развитие промышленности Украины ускорилось, несмотря на ее колониальное положение. В ведущих областях производства 70-в конце х лет состоялся технический переворот. Он имел свои особенности. Во-первых, он сначала охватил хлопчатобумажное производство, то в Украине паровая техника начала применяться прежде всего в таких развитых областях, как сахароваренная и водочная. Во-вторых, в Украине промышленный переворот охватил прежде всего купеческую мануфактуру, а не помещичью. В-третьих, потому что промышленный переворот начался в сахароваренной и водочной промышленности и что машины начали применяться также в сельском хозяйстве, украинское машиностроение в основном было направлено на обеспечение техникой этих областей. В-четвертых, рядом с большими фабриками, заводами, приисками существовали небольшие мануфактуры, в частности в пищевой и обрабатывающей промышленности.

Относительно временных границ промышленного переворота в Украине в историко-экономической литературе есть два противоположных взгляда. Одни исследователи утверждают, что он состоялся еще к реформе 1861 p., другие связывают его завершение с 90-мы годами XIX ст. По нашему мнению, переход от мануфактуры до фабрики в ведущих традиционных областях промышленности Украины состоялся 70-в конце х лет, хотя машинизация горно-добывающей промышленности, которая находилась в процессе становления, завершилась позднее. Промышленный переворот оказывал содействие экономическому росту городов. Рядом с ремеслом и мануфактурами в городах возникли предприятия фабрично-заводского типа, количество которых быстро возрастало.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Развитие фабрично-заводской промышленности . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015