7 Июл »

Литература в годы Великой Отечественной войны

Автор: | В категории: Хрестоматия и критика
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (3голосов, средний: 4,67 out of 5)
Загрузка...

В годы Великой Отечественной войны перед всей советской литературой встали новые задачи. Произведения этого периода проникнуты верой в победу над врагом, любовью к народу и социалистической Родине. Основными темами литературы были темы героизма на фронте и в тылу, мужества советских людей, единства и сплоченности в борьбе с фашизмом. С начала войны многие детские писатели сражались в рядах действующей армии, активно сотрудничали во фронтовой и партизанской печати. Героически погибли в боях за Родину А. Гайдар, Б. Ивантер, Г. Замчалов, М. Гершензон. А. Гайдар («Фронтовые записи»), В. Катаев («Сын полка» и «Флаг»), Л. Пантелеев («Гвардии рядовой», «На ялике»), Л. Кассиль («Дорогие мои мальчишки», «Твои защитники»), С. Михалков («Данила Кузьмич») и многие другие писатели в своих произведениях рассказывают о несгибаемом мужестве советских бойцов, об активной помощи детей в обороне Родины, о тружениках-героях на заводах страны. (См. соответствующие главы пособия о Гайдаре, Катаеве, Кассиле, Михалкове.)

Одним из удачных произведений этого периода является повесть Л. Воронковой «Девочка из города». Писательница нашла в нем очень верное решение темы детства в трудные годы войны. Девочку Валентину, отец которой на [rkey]фронте, а мать и братишка убиты, приютили колхозники села Нечаеве В повести психологически глубоко прослеживается процесс «вживания» девочки в новую семью. Она перенесла много недетского горя, ей помнится все,, что связано с гибелью родных. И в то же время Валентине так хочется быть участницей беззаботных игр детей новой семьи, что даже румянец проступает на щеках, когда она видит кукол Таиски. С этими куклами, растрепанными, раздетыми, исцарапанными, она заводит разговор, в котором переплетаются детская вера в «правдошность» игры и незабытые испытания эвакуации. «Где вы были? — спросила Валентинка. — Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые? — Это мы от немцев бежали,— отвечали куклы, — мы все бежали, бежали — по снегу, через лес…»

Л. Воронкова находит убедительные слова, сюжетные ситуации, которые помогают читателю понять, как душа девочки постепенно оттаивает, как трудно ей произнести впервые дорогое слово «мама», обратившись к женщине, которая взяла ее в семью. Ни в чем не облегчает повествование писательница, поэтому каждый новый штрих в описании душевного состояния героини убеждает читателя в верности жизненной правде, каждый сюжетный поворот подтверждает, что Валентина нашла настоящую семью.

В годы войны продолжала развиваться и детская поэзия. На страницах детских журналов можно было встретить лирические стихи и песни 3. Александровой, С. Михалкова, Е. Тараховской, Е. Трутневой, Е. Благининой, Л. Квитко. Разнообразные по темам стихи военных лет для детей были объединены высокой идеей патриотического долга, их гражданский пафос воспитывал у детей чувство национальной гордости за наш народ.

Цикл сатирических стихов С. Маршака «Блиц-фрицы» вскрывал звериную сущность фашизма. Автор показал своим читателям настоящее лицо фашизма — «Пес Антонеску», «Дрессированный боров», «Осел и соловей», «Лев и котенок», «Людоед-вегетарианец», «Наездник Муссолини», «Сверхскоты»…

В годы военных испытаний окрепла и возмужала советская детская литература; отчетливее прозвучало ее патриотическое и гуманистическое содержание. Расширяется и круг детского чтения: в него входят произведения А. Н. Толстого («Рассказы Ивана Сударева»), Н. Тихонова (рассказы, стихи, поэма «Киров с нами»), А. Фадеева («Молодая гвардия»), А. Твардовского («Василий Теркин»), К. Симонова («Сын артиллериста»), М. А. Алигер («Зоя»), стихи М. Исаковского, А. Суркова и др. Литература военной поры сделала очень многое для того, чтобы зажечь боевой дух народа, заразить всех от мала до велика верой в победу, мужеством и стойкостью в борьбе с фашизмом.

После окончания Великой Отечественной войны перед детской литературой встали задачи воспитания молодого поколения в новый исторический период. В центре внимания писателей оказались темы патриотизма и борьбы за мир,  творческого отношения к труду, воспитания характера, темы семьи и школы.

 «Я расскажу о своих детях, о детях, которые родились и росли для счастья, для радости, для мирного труда — и погибли в борьбе с фашизмом, защищая труд, свободу и независимость своего народа»— так начинает свою «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянская. Она, так же как и другая известная книга —«Повесть о сыне» Е. Кошевой,— обогащает жанр документальной прозы новыми чертами. Обе книги представляют собою лирическое повествование, создающее образ поколения, обобщенный портрет которого был намечен уже в прозе Гайдара и Кассиля.

Послевоенные годы — годы напряженных трудовых усилий нашего народа. Участниками повседневных рабочих будней становятся и дети. Писатели не проходят мимо этой замечательной, типичной для нашей жизни особенности. Взрослеют и закаляются в труде Костя Малышев («Малышок» И. Ликстанова), Саня Коншаков («Стожары» А. Мусатова), Таня Чижик («Повесть о дружных» И. Карнауховой), Сережа («Степное солнце» П. Павленко). В этом ряду следует особенно выделить повесть «Стожары». Автор ее — один из ветеранов советской детской литературы Алексей Иванович Мусатов (род. в 1911 году). В первом произведении, написанном Мусатовым для детей, — повести «Шанхайка» (1930) рассказывается о деревне 20-х годов, раздираемой острыми классовыми конфликтами, о трудной судьбе крестьянского мальчика, который постепенно находит свое место в жизни, принимая участие в борьбе за новую, социалистическую деревню.

Тема участия крестьянских ребят в общественно полезных делах, тема трудового воспитания — главная тема произведений

 Мусатова на протяжении всего его творческого пути, повествует ли он о временах уже достаточно далеких или о современности. Она занимает его и в написанном в гайдаровских традициях рассказе «Черемуха», где автор обращается к 30-м годам, эпохе коллективизации, в повести «Большая весна» (1957), герой которой Степан Ковшов идет по пути своего прототипа Павлика Морозова, и в ее продолжении «Земля молодая» (1960). Юным мастерам высоких урожаев посвящена повесть «Дом на горе» (1951), изображающая послевоенную эпоху. Самое значительное произведение Мусатова — повесть «Стожары» (1948), удостоенная Государственной премии СССР. Она построена на острых психологических коллизиях, отличается правдой характеров, высокой верой в советского человека.

В «Стожарах» автор рассказывает о деревне, пережившей войну, о времени, когда так много горя, лишений, тяжелых забот выпало на долю советских людей. Страшная беда обрушивается и на Саню Коншакова: погибает его отец. Скрыв похоронку от мачехи, оставшись один на один со своим горем, Саня замыкается в себе, отходит от товарищей, переживает глубокий внутренний кризис. Главной в повести оказывается тема восстановления жизни в послевоенную пору: восстановление хозяйства, восстановление человеческих душ, израненных войной. Советские люди, взрослые и ребята, помогают Сане вновь обрести себя, стать участником больших и важных дел, инициаторами которых являются дружные и трудолюбивые стожарские школьники, его товарищи.
[/rkey]
Из позднейших произведений писателя следует отметить и документальную повесть «Клава Назарова» (1958), посвященную подвигу советской молодежи в Великой Отечественной войне. В ней изображена герой Советского Союза, комсомолка Клава Назарова, создавшая на оккупированной территории в г. Остров Псковской области подпольную организацию, боровшуюся против фашистов.

Книги А. И. Мусатова вносят большой вклад в воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Литература в годы Великой Отечественной войны . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015