6 Янв »

Тема революции в произведениях современников Горького

Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Тема рабочего класса привлекала внимание многих писателей — как предшественников, так и современников Горького. Произведения о фабричных и заводских рабочих создают определенную атмосферу уже в литературе 60—70-х годов. Среди них следует назвать «Очерки из фабричной жизни» А. Голи-цынского, романы Ф. Решетникова «Глумовы» и «Где лучше?», повести Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы» и «Разоренье». В последующие десятилетия тема рабочего класса прочно входит в творчество Д. Мамина-Сибиряка и А. Серафимовича, ей посвящен ряд произведений А. Чехова, в 1896 году появляется повесть А. Куприна «Молох», а через три года — его же очерки и рассказы о шахтерах Донбасса, печатавшиеся в газете «Киевское слово». Во всех этих произведениях уделялось большое внимание тяжелому экономическому положению рабочих, приводившему к стихийным формам протеста.

Историко-литературные изыскания последних лет открыли ряд забытых или полузабытых произведений начала века, в которых нередко разрабатывались те же проблемы, что и в романе Горького, делалась попытка создать характеры борцов, близкие к героям «Матери» по своему жизненному опыту, практике революционной борьбы и идейным устремлениям. Такова повесть редактора екатеринославской газеты «Южный рабочий» А. Машицкого «В огне», впервые напечатанная в Женеве в 1904 году.

В годы первой революции появляется цикл рассказов А. Серафимовича, произведения Л. Андреева («К, звездам»), Д. Айз-мана («Терновый куст»), повесть А. Кипена «В октябре», посвященная событиям 1905 года в Одессе, произведение Тана (В. Бо-гораза) «Дни свободы». В 1906—1907 годах пролетарский писатель А. Бибик пишет роман «К широкой дороге», опубликованный, однако, значительно позже: в 1912 году — I часть и в 1921 — II часть. Подобно повести Машицкого, роман идейно и сюжетно близок к «Матери». И все же эти произведения не стали значительным явлением литературы, особенно если говорить о художественно незрелой повести Машицкого.

Новаторские черты романа «Мать» не могут быть по-настоящему осмыслены без учета его специфики как произведения реалистической литературы, что роднит его с реалистическими романами и повестями других писателей. Однако несомненно и то, что Горький своим романом внес нечто новое в принцип типизации, разработал новый тип сюжета, по-новому решил проблему личности и массы  и т. д.

Многие писатели сознавали злободневность этих проблем, некоторые делали попытки их идейно-эстетического решения. Наиболее интересным в этом отношении является опыт И. Франко, который еще в начале 80-х годов в повести «Борислав смеется» показал преимущество организованной борьбы рабочего класса. Шовесть была творческим успехом Франко на том этапе его теоретических исканий. В одном из писем Франко по поводу этой повести содержатся ценные суждения о новом принципе отражения действительности: «Это будет роман несколько шире моих прежних повестей и, кроме жизни бориславских рабочих, представит также «новых людей» при деле,— значит, представит не факт, а, так сказать, представит в развитии то, что теперь существует в -зародыше… Главное — представить реально небывалое среда бывалого и в окраске бывалого». Эта формула напоминает горьковский тезис об изображении прошлого и настоящего в свете идеалов будущего. Стремление же показать новых людей при деле — это предвосхищение утвердившегося в творчестве Горького и других мастеров социалистического реализма нового типа романа, в основе сюжета которого лежит общественная деятельность людей, раскрытие личных судеб героев в связи с судьбой «дела».

Нет сомнения, что, говоря о новых людях, Франко имел в виду Бенедьо Синицу, а также в известной мере — Матия, Стас-ру, братьев Басарабов. Важнее, однако, определить, что скрывается под выражением «представить новых людей при деле». Речь идет не просто о деле, работе как профессии. Ведь Франко до этого уже показывал рабочих, занятых обыкновенным трудом. Кроме того, профессия и накладываемый ею отпечаток уже давно и успешно изображались Гоголем, Островским, Некрасовым, Бальзаком, Диккенсом и др. Франко же подразумевает более широкий охват жизни, раскрытие того, что существует в зародыше — новых форм борьбы, новых людей при их революционном деле. «При деле», скажет позже и Ниловна в романе Горького, подразумевая именно революционную борьбу. Примечательно, что Синица мало показан как рабочий, а больше — как революционный работник, организатор, и Павел Власов показан Горьким при революционном деле так, что мы даже не знаем его рабочей специальности. Принадлежность Павла к рабочему классу важна нам, поскольку в этом образе подчеркнута ведущая роль пролетариата в революционном движении. Горький очень мало говорит о жизни Павла до кружка, ибо не в этом проявилась сущность нового героя. Павел стал на путь революционной борьбы, он не представлял собою принципиально нового типа ни в жизни, ни в творчестве Горького. Главная задача романа — показать как рабочий проникается социалистическим идеалом, овладевает им и несет в массы, организуя и сплачивая их вокруг этого идеала.

Уже Франко задумывается над вопросом о формах организованной борьбы. У Бенедьо Синицы возникает мысль о забастовке, он даже смутно ощущает необходимость партии пролетариата: «В его голове промелькнула картина такого побратимства, великого и сильного, которое могло бы собрать воедино разрозненные силы рабочих» К

Однако геррй Франко еще не подготовлен к тому, чтоб ясно представить себе партию, её организационные и политические основы, её живое лицо. Иначе и быть не могло: Франко показывал только начальный этап рабочего движения. Его рабочий еще не проникся социалистическим идеалом так, как Павел Власов.

Мастера русской реалистической литературы отличались интересом к новым явлениям жизни, пристальным вниманием к человеческим характерам, раскрывающимся в борьбе с реакцией, косностью, отмирающими традициями. Такой конфликт составил основу произведений литературы XIX в. Он раскрывался или в «чистом виде», когда перед читателем в одинаковой мере представали обе враждующие стороны («Горе от ума», «Отцы и дети»), или путем выдвижения на первый план сил нового, причем конфликт раскрывался не столько в прямых столкновениях, сколько во взглядах или практической деятельности новых людей («Накануне», «Что делать?»). Второй принцип отражения жизненных противоречу»; характерен для произведений, появляющихся в переломные периоды жизни общества, когда писатели основной задачей ставят постижение нового характера. Таким явлением оказался и роман «Мать». Новым здесь было то, что Горький настойчиво и уверенно поставил на первый план не только отдельных героев, но и массу, выдвинувшую их, прослеживал основные этапы и особенности взаимоотношений между ними.

Если в прежних произведениях, включая и пьесу «Враги», Горький большое внимание уделял изображению эксплуататорских классов, то в центре романа «Мать» — эволюция социального и психологического облика рабочего класса. Этому подчинена и композиция произведения. Писатель выделяет несколько массовых сцен, показывая в них идейную эволюцию массы, которая- в начале романа предстает темной, разобщенной, обезличениой. Во второй картине (эпизод с «болотной копейкой») проявляется — правда, еще робкий — протест. Третья массовая сцена, одна из наиболее сильных,— первомайская демонстрация, на которой рабочие открыто предъявляют политические требования. В четвертой сцене (арест Рыбина) показана деревенская масса» в которой тоже начинают проступать ростки революционного сознания, сближающие крестьян с рабочим классом. Кульминационным моментом в композиции романа, в развитии образа народа и образа главного героя явилась сцена суда над Павлом Власовым и его товарищами. В речи Павла на суде Горький раскрыл революционную программу большевиков. Герой романа выступает от имени революционного рабочего класса и его партии, и потому эта сцена воспринимается тоже как массовая, хотя в её центре — отдельный человек. И, наконец, в шестой, финальной сцене романа пестрая толпа простых людей, находившихся на вокзале в момент ареста Ниловны, воплощает собою весь народ, в сердце которого глубоко западает семя большевистской правды. Эта сцена   приобретает символическое значение.

Так на фактах реальной жизни Горький раскрывает идею народа как решающей силы истории. Возглавляемый рабочим классом и его партией народ может осуществить и осуществит победу социалистической революции в России, которая явится путеводной звездой для трудящихся всего мира. «Россия будет самой яркой демократией земли!» — вдохновенно предсказывает Николай Иванович, один из руководителей революционного кружка. Во имя этой, будущей, России борются герои романа «Мать».

Сочинение! Обязательно сохрани - » Тема революции в произведениях современников Горького . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015