6 Янв »

Образ Павла Власова в произведении Горького «Мать»

Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Таким героем является прежде всего Павел Власов, в котором словно воскрешен сказочный образ Данко. Павла тоже охватывает «желание бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Романтический ореол, которым овеяны герои романа — Павел, Андрей Находка, Федя Мазин, Егор Иванович,— не лишает образы жизненной достоверности, ибо они показаны в конкретной обстановке, связаны с конкретными делами, обладают зримыми качествами живых людей. С другой стороны, такое изображение революционера естественно для Горького, который теперь. Б образах реальных людей воплотил идею борьбы и подвига, представленную раньше в аллегорических образах Данко, Сокола, Буревестника. Прежняя романтическая мечта воплощена в живом деле, творимом живыми людьми, но дело это по своему величию равно самым прекрасным вымыслам. Вот почему образ Павла вырастал перед Ниловной «до размеров героев сказки, он соединял в себе все честные, смелые слова, которые она слышала, всех людей, которые ей нравились, все героическое и светлое, что она знала».

Однако основной принцип изображения Павла — чисто реалистический. Горький показывает его обыкновенным рабочим парнем, который в силу объективных причин (подъем рабочего движения, знакомство с социал-демократами — «запрещенными людьми») и субъективных (тяжелый жизненный опыт, чувство протеста против грубости и насилия, жажда правды, дремавший в нем талант организатора) стал активным борцом и одним из организаторов борьбы. Эти два момента в нем неразрывно слиты. Горький вносит новое в изображение не только характера борца, но и его судьбы.

«Хочу знать правду» — эти слова Павла — лишь заявка на активное вмешательство в жизнь, начало поисков, и тут герой Горького еще не раскрывается в своем новом облике. Герои классической литературы тоже искали правду. Но вот мы слышим полные отчаяния слова Павла, потерпевшего первое поражение, и воспринимаем их как свидетельство немалого успеха героя — и это не парадокс. «Не пошли за моей правдой… не умел я сказать её!..» Первый этап Павел прошел, узнал правду, понес её людям, и не его вина (во всяком случае, не только его), если не подготовленная еще, не нашедшая правды масса не поняла его. Но затем люди услышали слова Павла, увидели в нем борца за общее дело, и уже на первомайской демонстрации Павел с законной гордостью видит, что они пошли за его правдой, за своей правдой. Хорошо, по-женски просто выразила мысль и чувство народа Ниловна, вышедшая вместе с другими рабочими на первомайскую демонстрацию: «Надо хоть перед смертью рядом с правдой погулять!»

Характер Павла развивается по мере того, как совершенствуются в нем качества партийного организатора и руководителя. Рабочий класс является своеобразным проявителем и катализатором его характера. Ведь этапами развития характера Павла являются этапы развития того дела, которому он служит, следовательно, надо понимать, что и рабочая масса в это время эволюционизирует. Образ героя и коллективный образ народа, показанные во взаимодействиях и взаимовлиянии,—-таково то новое решение проблемы личности и толпы, к которому приходит Горький в своем романе. Вот почему и композиция произведения определяется не только тем, что в нем показан рост сознания рабочих и крестьян, но и тем, что писатель изобразил становление характера революционера (I часть) и его воздействия на массу (II часть).

Павел Власов — центральный герой романа. Вокруг него концентрируется действие, группируются другие персонажи. Образ Павла — важный фактор в развитии сюжета. И тем не менее, как формальное выключение Павла из числа действующих лиц не означает выхода борца из строя («Павла нет, а рука его даже из острога достигает»), так оно не прерывает и развития сюжета. Это еще раз наглядно подтверждает высказанную раньше мысль об общественном деле как основе сюжета.

Для русской литературы XIX в. характерным был тип семейно-бытового  романа,  в  котором  проблемы  нравственности, морали, политики решались на глубокой социальной основе. На первый взгляд кажется, что и горьковский роман написан в тех же традициях. В самом деле, и назван роман по семейному признаку, и основные герои связаны родственными узами. Однако родство Павла и Ниловны приобретает новое качество. Оставаясь родством обыкновенным, в прямом значении этого слова, оно обогащается чувствами, рожденными общностью помыслов и дел. Читатель вполне разделяет волнение Павла, сказавшего: «Когда человек может назвать мать свою и по духу родной — это редкое счастье!»

Непрерывность сюжета романа определяется, таким образом, духовным родством матери и сына. Однако этим не исчерпывается проблема взаимосвязей персонажей произведения. Дело, за которое борются центральные герои,— дело общенародное, и к нему приобщаются все более широкие массы рабочих, крестьян, передовой интеллигенции. В романе показаны соратники Павла, его друзья, учителя. Их объединяет общая борьба, и в этом отношении нет различия между Павлом, Андреем Находкой, Наташей, Егором Ивановичем и т. д. Но каждый из них — яркая индивидуальность, своеобразная натура, особый характер.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Образ Павла Власова в произведении Горького «Мать» . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015