12 Окт »

Памятники буддийского искусства

Автор: Основной язык сайта | В категории: Тенденции мирового развития
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Важнейшими памятниками первоначального буддийского искусства, бесспорно, являются ступы в Санчи (деревня возле индийского города Бхопал), в Бхархуте и Бодх-Гае (центральная и северная Индия), построенные в III—I веках до н.э. К тем же временам относятся пещерные монастыри близ Бомбея (Аджанта). Среди наиболее великолепных памятников за пределами Индии помимо чанди Боробудур следует упомянуть храмы священного города Паган в центральной Бирме, образующие настоящий лес ступ и пагод всех форм и размеров; две гигантские статуи Будды высотой 53 и 35 метров в Бамиане, в центре Афганистана; крупнейшую бронзовую статую в мире — знаменитого Будду из Нары, древней столицы Японии; китайские святилища в Лунмэне, высеченные по приказу императоров Вэй в горе у Желтой реки*.

В Таиланде можно увидеть более поздние образцы буддийского искусства. Примером зрелых и необычайно тонких цивилизаций и искусства могут служить ступы Аютии, былой сиамской столицы, опустошенной временем, джунглями и людьми, а также знаменитый лежащий Будда, красивейшая статуя длиной 28 метров, и монастыри Сукотая, старинного города на севере страны.

Но наиболее интересные памятники буддизма находятся в Ангкоре, в Кампучии, и в Долине Катманду, в Непале. Более 100 лет назад французский натуралист Анри Моюо во время экспедиции в Камбоджу неожиданно вышел на Ангкор-Ват4 и был потрясен его зрелищем. Он писал об Ангкор-Вате: «При виде этого храма буквально захватывает дух. Он превосходит всякое воображение; перед ним застываешь в молчаливом восхищении и почтении». Именно Анри Моюо если не открыл этот комплекс в полном смысле слова, то указал на огромное художественное и культурное значение шедевра, который столько веков был погребен под наступающей тропической растительностью. Разумеется, о его существовании знали. Еще в 1296 году о нем говорил китайский паломник, отправившийся в Камбоджу, а позднее, в начале XVII века, о нем сообщили испанские и французские миссионеры. В 1858 году отец Буйве опубликовал описание Ангкора, где побывал восьмью годами раньше. Но все эти рассказы не вызвали никакого отклика. Только в конце прошлого века археологи изучили храмы Ангкора и восстановили их историю.

Ныне Ангкор (что значит город) окружен лесом, но в далеком прошлом он стоял в центре обширных рисовых полей, простиравшихся на тысячу квадратных километров и кормивших миллион человек. Когда в IX—XIII веках он был столицей кхмерского королевства, в нем насчитывалось 600 храмов, из которых лишь сотня была освобождена от поглотившей их растительности. Наиболее внушительными и ценными из тех, что сохранились и были реставрированы в последние годы, являются Ангкор-Ват, построенный в IX веке небуддийским монархом, который перенес туда свою столицу, и Ангкор-Тхом, воздвигнутый вскоре, в 1200 году, по приказу короля-буддиста Джайявармана VII. Последний распорядился также соорудить в тех же стенах свой храм-гору — Байон, где он отождествлен в образе Будды. Особое значение Байона состоит в том, что его строительство как бы утверждало буддийскую религию в стране кхмеров.

В списке подлежащих спасению памятников Долина Катманду составляет особую главу. Она представляет чрезвычайный интерес для современной культуры, так как в отличие от Боробудура, великих храмов Индии и того же Ангкора это не объект для археологических изысканий, а сама животрепещущая жизнь. В самом деле, речь о 880 сохранившихся памятниках идет не потому, что они очень нуждаются в реставрации, а потому, что они не реставрировались. Эти здания дошли до нас в целости, в том виде, какой имели с момента сооружения; следы упадка видны, но постройки полны жизни, биение пульса религиозной деятельности ощущается в службах, обрядах, празднествах, священнодействиях и процессиях. В Катманду почти нет здания, которое не было бы связано с религией. Основа города, где нет улиц, как бы «соткана» из индуистских и буддийских монастырей с характерными храмами.

Среди мероприятий ЮНЕСКО работы в Катманду отличаются наиболее высоким уровнем привлекаемых сил. Однако это объясняется не столько нуждами консервации, сколько обширнейшим кругом стоящих перед учеными проблем. В Непале международное сообщество впервые предпринимает сложный эксперимент, при котором реставрирование памятников сопровождается проведением мероприятий по экономическому и социальному развитию. Перечень сокровищ Долины, опубликованный непальским правительством, показывает, что в ней сосредоточено около 80 процентов исторических памятников страны. Следовательно, есть условия для расширения туризма и развития ремесленных промыслов, имеющих богатые и древние традиции. Со своей стороны ЮНЕСКО по просьбе непальского правительства направила в Катманду межотраслевую экспедицию в составе архитектора-реставратора, экономиста, специалиста по градоустройству, социолога, археолога, специалиста по санитарным системам, музеолога и юриста. Усилиями этих экспертов из разных стран был составлен предварительный проект генерального плана экономического развития, опирающегося главным образом на рост туризма.

«Эта работа, — подчеркивает в беседе со мной архитектор Сандро Анджелини, побывавший в Катманду по поручению Международного фонда для памятников, — относится к числу наиболее деликатных и важных, учитывая порождаемые ею последствия. Приток туристов велик, и нужно будет обеспечить не только формальную охрану зданий, но и — поскольку речь идет о «живых памятниках» — всего того, что составляет жизненный уклад, традиции и обычаи людей. И наблюдения за тем, что произойдет в последующие десять лет, очень важны, ибо покажут, заблуждались мы или действовали правильно».

Символы Будды. В первоначальном буддийском искусстве Будда никогда не изображался в виде человека. Лицо Просветленного появилось лишь через пять столетий после его кончины. Объясняется это пуританским подходом древнего буддизма к искусству. Из-за запрета возник обычай представлять Учителя с помощью символов. Самый распространенный из них — бодхи, дерево, в тени которого на Будду снизошло просветление. Позднее рождение и присутствие Будды выражали в виде отпечатков его следов и лотоса.

Паринирвана, смерть Будды, символично выражалась в ступе или надмогильном кургане, который, как мы уже знаем, содержал его реликвии. Так как Будда воспринимался не только как духовный наставник, но и как чакравартин, то есть император*, его верховная власть изображалась в виде зонтика — символа, с отдаленнейших времен понятного всем в Индии. В честь верховной власти Учителя зонтик помещали на ступу. Но поскольку

верховная власть Будды была выше власти любого другого правителя, ступу венчали множеством зонтиков. Так, со временем, ступа превратилась в сложное сооружение с террасами и оградами, именуемыми таранас. Первоначальный надмогильный курган с зонтиками со временем превратился в такие странные и в то же время чудесные архитектурные строения, как бирманские пагоды, пагоды в Шри-Ланке и храмы на Яве и в Таиланде.

С самого начала ступы привлекали к себе верующих-паломников. Вот одно из описаний воображаемого паломничества в чанди Боробудур. При круговом обходе ступ в мире форм перед глазами паломников на барельефах стен узких коридоров проходит жизнь Будды Гаутамы с его рождения до проповеди в Бенаресе. Затем идут барельефы, изображающие эпизоды из предшествующих жизней Будды, взятые из книги «Джатака», за которыми следуют картины деяния бодхисатв из книги «Аванды». Наконец, на заключительных 460 барельефах следуют эпизоды из книг «Ган-давьюха» и «Бхадратджари», посвященных жизни Судханы, который в стремлений к просветлению встречался со многими бодхисат-вами и Майтреей, грядущим Буддой. В конце концов паломник попадает в мир без форм, где стены и балюстрады голы и где для созерцания есть только небо и камень.

Малые ступы внутри полые. Сквозь дырочки в стенках паломник может увидеть Будду, сидящего на каменном лотосе в позе созерцания, устремив взор к горизонту. Очень красивые каменные статуи изображают всех главных будд. В рупа-дхату они стоят в веренице ниш, сделанных во внешней части балюстрад. Чем выше, тем террасы становятся все меньше, поэтому в первой и второй балюстрадах по 104 ниши, в третьей — 88, в четвертой — 72 и в пятой — 64. Первоначально всего насчитывалось 432 статуи.

Статуи арупа-дхату, напротив, скрыты в ажурных ступах, располагающихся концентрическими кругами. На первой круговой террасе — 32 ступы, на второй — 24 и на третьей — 16. Следовательно, первоначально в ступах можно было увидеть 72 дхьяни-будд (главных будд. — А. Б.).

Более 300 из всех этих статуй будд изуродованы (у большинства нет головы), и ведется работа по их восстановлению; 43 статуи исчезли.

Когда я посетил строительную площадку Бо-робудура5, меня особенно поразило множество статуй Будды, выстроившихся рядами в ожидании приема у реставратора точно так же, как пациенты рассаживаются в приемной у врача. На первый взгляд все статуи кажутся одинаковыми, но, если посмотреть внимательно, легко заметить некоторые отличия. Особенно разнообразно положение рук, мудра. Различны и позы будд первых четырех балюстрад. Будды храма имеют пять разных положений рук, соответствующих четырем сторонам света (востоку, западу, северу и югу)  и зениту, а также махаянской концепции пяти главных будд.

Бхумиспарса-мудра — это положение руки, касающейся земли; раскрытая левая рука покоится на лоне будды, а правая лежит на колене с той же стороны, ладонь обращена вниз. Эта поза воскрешает момент, когда Будда молил богиню земли отвергнуть возложенные на него обвинения. Это положение рук отличает дхьяни-будду Акшобхья, который стоит с востока.

Абхайа-мудра призвано вселить мужество. Раскрытая левая рука покоится на лоне, а правая — над правым бедром, ладонь обращена вперед. Этот жест приписывается дхьяни-будде Амогхасидди, который стоит на северной стороне.

Дхьяна-мудра выражает созерцание. Обе руки раскрыты, правая над левой, покоятся на лоне и соприкасаются запястьями. Это мудра Амитабы, дхьяни-будды запада.

Вара-мудра — поза милосердия. Она очень напоминает бхумиспарса-мудра, но ладонь правой руки обращена вверх, а пальцы опираются на правое колено. Это поза Ратнасанбха-вы, дхьяни-будды юга.

Дхармашакра-мудра символизирует вращающееся Колесо закона. Обе руки на высоте груди, правая — над левой. Последняя обращена вверх, безымянный палец правой руки касается мизинца левой. Это мудра Вайрочаны, дхьяни-будды зенита.

Некоторые считают, что, поскольку имеются пять дхьяни-будд, должен быть также будда Ади, Первоначальный, или Высший, будда. В самом деле, главная ступа, венчающая памятник, достаточно велика, чтобы в ней уместилась крупная статуя, но никаких следов ее до сих пор не найдено.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Памятники буддийского искусства . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015