4 Авг »

Основные межотраслевые системы хозяйства ЯПОНИИ

Автор: Основной язык сайта | В категории: Индустриальное развитие
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Научный комплекс. В Японии было создано мощный научно-технический потенциал: в сфере научных исследований и конструкторские работы заняты 0,5 млн человек, расхода на науку представляют свыше 4% ВВП, на международному равные каждый год регистрируется свыше 30 тыс. патентов. Это дает возможность выбрать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации хозяйства страны в МПП. В научном комплексе Японии взаимодействуют большие корпорации (прежде всего их научные и конструкторские подразделы) и государственные научное и управленческое учреждения. В расходах на науку здесь, в отличие от других экономически развитых стран, на частный капитал приходится свыше 60% финансирование, однако успешное выполнение больших научно-исследовательских программ стратегического значения становится возможным при условии активного содействия государства.

В структуре научного комплекса можно отличить три блока: научные учреждения, предприятия

[smszamok]

непроизводственной сферы и производственные предприятия. Среди первых видим как научно-исследовательские подразделы корпораций, так и научные секторы университетов (в Японии свыше 300 университетов) и государственные институты, лаборатории и исследовательские станции. В непроизводственной сфере на науку работает немало комитетов, комиссий, ассоциаций, которые координируют научные разработки, коммерческие банки, научно-информационные та вычислительные центры, государственная патентная служба и патентные службы корпораций. Производственная сфера научного комплекса репрезентована экспериментальными и «пайлот»-производствами, приборостроительными предприятиями, «венчурными» фирмами.

Региональная структура научно-производственного комплекса Японии отличается чрезвычайно сложной системой взаимосвязей и беспрецедентно высокой локализацией научных учреждений и наукоемких производств в ограниченном количестве наибольших агломераций. Так, на район южного Канто (агломерация Токио- Иокогама) приходилось 60% научных разработок в технике (за, количеством представленных патентных заявок), 50% студентов вузов, до 40% продукции наукоемких областей промышленности. Важную роль как научные центры сыграют также Осака, Киото и Нагоя. Перспективным направлением улучшения территориальной организации научного комплекса Японии есть создания системы «технополісів», т.е. научно-производственных зон, оборудованных современной научной инфраструктурой, перспективными научно-исследовательскими ячейками и экспериментальными предприятиями с найновішою технологией. Под развитие технополісів определено 19 зон, расположенных во всех экономических районах страны. Уже построен первенец новой структуры научно-производственного комплекса Японии — научный городок Цукуба. Основные направления научного поиска в научном комплексе страны на 90-те года такие: «информационная революция», связанная с дальнейшим развитием компьютерной техники и телекоммуникационных сетей; «мекатронна» революция (японский термин»мекатроніка» — комбинация от слов «механика» и «электроника») и расширение использования роботов и гибких производственных систем; «біотехнологічна» революция, развитие генной инженерии, биотехнологий в сельском хозяйстве и медицине; расширение производства разнообразных композиционных материалов; развитие лазерной технологии и техники оптико-волоконной связи; внедрение энергосберегающих технологий и развитие альтернативных видов энергетики (термоядерной, солнечной и т.п.); дальнейшие шаги из освоение Мирового океана.

Базовые области производства сырьевой ориентации. На протяжении 60- 80-х лет в Японии сложились территориально-производственные системы базовых производств сырьевой ориентации, которые имеют современную структуру производственно-технологических и организационно-управленческих связей. Развитие подобных образований при условиях неотвратимой зависимости страны от импортных источников сырья шла бок о бок с внедрением технологий, прогрессом в технике, созданием инженерных морских сооружений и насыпных территорий. Упомянутые территориально-производственные системы (в Японии для их определения употребляют термин»комбинате») последовательно размещались в заранее выбранных и планировочных районах. Все без исключения комплексы данного типа расположены на побережье, возле хорошо оборудованных портов, и ориентированные на переработку импортного сырья и выпуск, главным образом, конструкционных материалов и химических веществ.

Порты, инженерное оборудованные площадки для промышленной застройки (часто созданные на насыпных землях, которые отвоеваны в моря), разнообразные коммуникации образовывают единый инфраструктурный комплекс. Порт в подобном комплексе органически объединен с производственными объектами. Концентрация на ограниченных территориях больших производственных мощностей приводит к повышенному загрязнению окружающей среды, особенно морских акваторий. Поэтому создание мощных очистительных сооружений в сочетании с организацией замкнутых систем водоснабжения металлургических и химических заводов стало необходимым элементом подобных территориальных образований.

Машиностроение. Области машиностроительного комплекса Японии, как и в других экономически развитых странах, развиваются как производители товаров и услуг и производственного, и бытового назначения. Для Японии характерная повышенная экспортная ориентация этого комплекса: за границы страны вывозится свыше 1/4 всей продукции машиностроения, в том числе свыше 1/2 потребительских товаров, например, офисного оборудования, компьютеров, видеомагнитофонов, магнитофонов, радиоаппаратуры, оптики и т.п.. Структура машиностроения страны составляется как под влиянием спроса в самой Японии, так и учитывая потребность на мировых рынках машиностроительной продукции. Относительно потребительского спроса, то его японские фирмы (как и фирмы других развитых стран) уже давно активизируют самые, и вдобавок не только на внутреннему, а и на внешних рынках. Список изделий, которые дают возможность Японии содержать лидерство на мировых рынках, постоянно изменяется. В 80-те года ими были новые модели автомобилей, радиоаппаратура, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели, телевизоры, бытовая электроника, фотоаппаратуры. На современном этапе основными «локомотивами» японского машиностроения стали наукоемкие производства: интегральные схемы и персональные ЭВМ, промышленные гибкие производственные системы и работы, насыщенные электроникой станки и автоматические линии, аэрокосмическая техника, медицинское оборудование и т.п.. Освоены новые виды электронного оборудования: для торговли, информационного обслуживания отелей, контроля за состоянием окружающей среды, найновішої копировальной техники, текстов-процессоров и т.п..

Доля Японии в мировом производстве машин и оборудование достигла ныне 10-11%. Этот производственный комплекс всесторонне развитый и может выпускать всю номенклатуру машиностроительной продукции мира, но больше отличаются радиоэлектроника, электромашиностроение и транспортное машиностроение. Разнообразные производства дают почти 2/5 машиностроительной продукции, половина этого показателя приходится на радиоэлектронику. Транспортное машиностроение Японии репрезентовано прежде всего автомобилестроением и судостроением. Страна, несмотря на свертывание или перестройку программ судостроения, все еще занимает первое место в мире за тоннажем спущенных на воду судов. Автомобильная промышленность выпускает до 10 млн машин ежегодно и почти половину из них экспортирует (за обеими показателями- первое место в мире).

Главные производственные мощности машиностроения сосредоточенные в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, особенно мегаполису Токайдо. В Токийском районе выпускается свыше 30% национальной продукции-области, в том числе свыше половины радиоэлектронной продукции и продукции приборостроения. В агломерациях Осака- Кобе- Киото и Нагоя производится еще по 15% продукции машиностроения. Другие важные центры — Хиросима, Фукуока, Нагасаки, Сендай.

Агропромышленный комплекс Японии — интегрированная часть ее хозяйства из производства и сбыта продовольствия и продуктов из сельскохозяйственного сырья и продукции морских промыслов. В собственное сельском хозяйстве действуют предприятия нескольких форм собственности: фермерское хозяйство (небольшие семейные фермы), большие сельскохозяйственные предприятия корпораций и сельскохозяйственная кооперация (она в Японии или не наиболее крепкая среди экономически развитых стран).

В последнее время в АПК Японии занято приблизительно 28% экономически активного населения страны, и этот комплекс обеспечивает приблизительно 56% нужд страны в продовольствии (если к этому прибавить очень важную для этого региона продукцию морских промыслов, то самообеспечение продовольствием для Японии достигнет почти 70%).

За последние десятилетия в стране существенным образом перестроилась производственная структура сельского хозяйства. В обеспечении своих нужд в продукции других областей страна ориентируется преимущественно на импорт. Так, импортируется 85% нужной стране пшеницы, вся кукуруза, 90 бобов и сои, 80 сахара, около 20 жирел, 30% мяса и фруктов. Рядом с важными изменениями в экономике и повышением агротехнического уровня в сельском хозяйстве Японии углубляет территориальная специализация в такой последовательности: локализация производства отдельных видов продукции, формирование хорошо выраженных зон специализации, формирование на территории этих зон агропромышленных комплексов. При современных условиях особенно выраженная локализация производства некоторых плодоовощных.

Транспортный комплекс Японии имеет две особенности. С одной стороны, Япония — островная страна, которая активно участвует в МПП, — одна из наибольших морских государств, с другого — активно действующая национальная экономика нуждается в обеспечении большого объема внутренних грузовых и пассажирских перевозок. Практически все внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским каботажным. Внешние — грузовые, исключительно морским, а пассажирские — воздушным транспортом.

[/smszamok]

Особенность формирования транспортной сети страны- неминуемые трудности при транспортном строительстве. Дорого обходится отвод земли под транспортное строительство (стоимость земли часто высшая, чем стоимость самого строительства), приходится строить туннели, мосты, виадуки и т.п., часто значительной протяжности. Тем не менее условия для портового хозяйства благоприятные. На островах начисляется свыше 2 тыс. удобных гаваней, почти сотня из них стали большими портами. Японское правительство докладывает немало усилий, чтобы улучшить работу транспортной системы страны.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Основные межотраслевые системы хозяйства ЯПОНИИ . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015