14 Окт »

Камни, которые необходимо спасти

Автор: Основной язык сайта | В категории: Тенденции мирового развития
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Отсюда вытекает логическая необходимость рассказа о памятниках, о принципах и методах их сохранения и реставрации, о больших усилиях, которые в наше время направляются на спасение архитектурного наследия разных народов мира. На признании такой необходимости можно по существу закончить это несколько затянувшееся «предисловие к послесловию» и обратиться к книге, которую только что кончил читать наш читатель.

Книга «Камни, которые необходимо спасти» написана не архитектором, не реставратором-профессионалом, а писателем-публицистом, опытным литератором. Вито Сансоне — человек левых убеждений, член

[smszamok]

Итальянской коммунистической партии. Несколько лет Вито Сансоне работал в Москве в качестве собственного корреспондента газеты «Паэзе сера». Он большой друг Советского Союза, опубликовавший в Италии книгу «Сибирь, эпопея века», переведенную на русский язык, и книгу о советской Средней Азии. Важно отметить, что и в вопросах отношения к историко-архитек-турному наследию позиции Вито Сансоне во многом совпадают со взглядами советских специалистов.

Для темы, которой посвящена книга Сансоне, важно, что он не только публицист. Он еще и итальянец — представитель народа, давшего всему человечеству огромный импульс культурного развития и памятники уникального значения. Итальянцы буквально «ходят по камням истории», которые насчитывают добрых три тысячелетия. Для них привычными памятниками истории и культуры являются не только сохранившиеся от прошедших веков сооружения, но и их археологические, часто трудно определяемые остатки. Чувство историзма глубоко укоренилось в итальянцах, помогая им изучать прошлое и активно включать его в современную среду.

Вито Сансоне задался целью не только объяснить, зачем это делается, но и рассказать, как ведется сохранение, реставрация, подлинное спасение бесценного наследия человечества. Он вводит читателя в сложную технологию реставрационных работ, знакомит его со множеством специальных проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться архитектору, имеющему дело с наследием. На первый взгляд это может показаться излишним. Но писатель учитывает психологию современного широко информированного человека, который стал приобретать особый интерес к точному факту: к документальному фильму, к рассказу о том, как функционирует крупный аэродром, как работает ученый, как изготовляются те или иные предметы. Но если знакомство с названными процессами удовлетворяет любознательность современного человека, то знание проблем охраны, реставрации и использования архитектурного наследия вооружает его пониманием языка исторических памятников и, следовательно, делает его культурнее, вооружает для борьбы за это наследие в самом широком диапазоне. «Человечество, — писал русский публицист-демократ и литературный критик прошлого столетия Н. В. Шелгунов, — имеет на истину право неотъемлемой собственности потому, что создавало и создает ее всей своей жизнью; следовательно, не только нельзя лишать людей того, что принадлежит им, — напротив, наука, как склад истин, должна быть открыта для всех: пусть всякий идет и берет, что ему нужно». Можно не сомневаться, что именно так обстоит дело и с историко-архитектурной наукой, с научными методами сохранения и восстановления памятников старины. Поэтому здесь, как и везде, кроме сухих специальных руководств необходимы труды, пропагандирующие научные знания, иначе для многих эта область окажется неизвестной и будет рождать непонимание там, где именно понимание является главной движущей силой.

Как опытный писатель-публицист, Вито Сансоне собирал материал для своей книги, пользуясь самыми информативными и надежными источниками. Он встречался и беседовал с теми специалистами, которые стояли у истоков нового этапа в сохранении и изучении наследия, которые утвердили свой профессионализм крупными и авторитетными работами, получившими международное признание. Среди них — и первый президент Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Пьеро Гаццола, прославившийся восстановлением разрушенных античных мостов Вероны и многими другими работами: он несколько раз переизбирался на пост руководителя важнейшей международной организации специалистов по архитектурному наследию. Именем этого выдающегося специалиста и деятеля культуры после его смерти названа главная награда ИКОМОСа — приз и медаль Гаццолы. Автор цитирует высказывания Раймона Лемера и Мишеля Парана — последующих президентов ИКОМОСа, многих других видных ученых, архитекторов, археологов, историков.

Он широко пользуется материалами ЮНЕСКО, знакомит читателя с важнейшими решениями этой авторитетнейшей международной правительственной организации в области культуры, образования и науки, посвященными наследию всех народов мира.

Для того чтобы наиболее выпукло и ясно показать творческие проблемы реставрации, невероятные трудности, которые подстерегают тут архитектора, стремящегося сохранить и достоверно передать современникам подлинное дыхание искусства далеких веков, Вито Сансоне обращается к конкретным примерам, выбирая из их числа крупные комплексы, спасенные благодаря Международным кампаниям ЮНЕСКО. При осуществлении этих кампаний многие страны и народы совместными усилиями стремились спасти то, что принадлежит не одной какой-нибудь, даже создавшей данный  шедевр  нации,  а  всему  человечеству,  например  афинский

Акрополь, нубийские храмы, ансамбли и памятники Венеции, руины Персеполя и Карфагена, Мохенджодаро, Боробудур, Катманду, Анг-кор-Ват и целый ряд других величайших творений строительного гения народов мира. Названия этих памятников сегодня практически общеизвестны. Но что они представляют собой, какая угроза нависла над их дальнейшим существованием и что делается для их спасения, знают немногие. Вито Сансоне рассказывает об этом подробно, приводя множество исторических фактов, конкретных примеров, квалифицированно излагая применяемые методы, а иногда чуть ли не технологические рецепты. Но все это сообщается читателю в живой, доступной и увлекательной форме, с массой подробностей и деталей, которые так важны, чтобы представить себе каждый памятник объемно, в его реальном окружении и правдиво отразить сложность борьбы за его спасение.

Такую живость и достоверность изложения невозможно достичь только благодаря беседам со специалистами и чтению профессиональной литературы. Реалистичность рассказа о памятнике возникает только тогда, когда автор видел его лично и пережил встречу с ним, как с произведением искусства. Автор действительно побывал во всех местах, о которых он ведет рассказ, знакомился с памятниками в натуре и буквально «прикасался руками» к тем проблемам, которые возникают при их реставрации.

Все это придает его наблюдениям особую ценность, как высказываниям очевидца, показаниям свидетеля, наделяет его книгу особой достоверностью, чем она существенно отличается от многих, пусть даже чрезвычайно добросовестных исследований, выполненных исключительно по чужим материалам. Сейчас, когда о памятниках архитектуры пишут многие, часто появляются книги, «сделанные из книг». В таких работах трудно почувствовать и личность автора, и живую искру достоверности. Ошибка или неточность, допущенные в одном каком-то издании, кочуют потом по страницам путеводителей и популярных публикаций, вводя в заблуждение многих читателей. Человек, который видел памятник своими глазами, обычно не пересказывает его описаний, заимствованных у других авторов, а, полный личных впечатлений, показывает нам его по-новому, делая порой неожиданные открытия, обращая внимание на особенно интересные факты. Такой элемент новизны содержат в себе и описания памятников Вито Сансоне, который посещал каждый из них не только как путешествующий писатель, но и как человек, знакомый с проблемами этих памятников, с проблемами современной культуры.

В то же время В. Сансоне пишет, что его книга не путевые заметки. В ней постоянно ощущается ход мысли автора, его отношение к сообщаемым фактам, логика развития проблем. Некоторые оценки автора спорны, и не всегда с ними можно согласиться. Но лейтмотивом через все главы проходит мысль о том, что только международное сотрудничество, только объединенные усилия различных стран и народов могут спасти памятники, а значит, и культуру. Эта мысль приобретает особое значение, когда усилия ЮНЕСКО порой объявляются «излишними», выгодными только развивающимся странам, а трата средств на международные кампании по спасению памятников — «расточительством». Для Сансоне ясно, что вложение средств в реставрацию архитектурного наследия — эффективное и необходимое дело, живая потребность, связанная с утверждением высочайших моральных и нравственных человеческих ценностей, подверженных в XX веке жесточайшим и драматическим испытаниям.

Провозглашая реставрацию памятников важным культурным деянием, В. Сансоне далек от идиллического описания проведенных в этой области работ. Он постоянно обращает внимание читателя на нерешенные реставрационные проблемы, на недостатки используемых архитектурных, конструктивных и технических приемов, показывает упущенные возможности, призывая совершенствовать реставрационную практику. Такая постановка вопроса очень своевременна. Последние годы в разных странах среди специалистов все чаще слышится парадоксальный на первый взгляд призыв: «Реставрируем реставрированное!» Он родился не случайно.

Реставрационные работы, которые были проведены во многих европейских странах во второй половине и в конце XIX века, нанесли огромный ущерб архитектурному наследию. Не владея научной методикой реставрации, не умея и не считая для себя обязательным проводить глубокие предварительные исследования памятников, архитекторы XIX века часто вовсе не пытались точно восстановить утраченные детали, не сохранили подлинных, но пострадавших от времени фрагментов, а попросту заменяли их новыми, изготовленными на основе их собственных домыслов. Многие из них считали, что знают архитектуру прошлого чуть ли не лучше ее современников, и нередко «поправляли» авторов, стремясь «улучшить» памятник или привести его в соответствие с бытовавшими в то время представлениями о готике, романской архитектуре, барокко. Нечего и говорить, что в процессе такой «реставрации» памятники теряли своеобразие, оригинальные детали, утрачивали достоверность и превращались в новоделы, стилизованные «под старину».

Самое печальное состояло в том, что такой реставрации подвергались в первую очередь самые лучшие, знаменитые памятники. В своем желании их сохранить, спасти архитекторы губили наследие, часто стирая следы его первоначального состояния.

Проведенные реставрационные работы плохо документировались, добавленные части каменной кладки никак не обозначались, и уже через самое непродолжительное время забывалось, где подлинные элементы здания, а где дополнения. Даже один из самых эрудированных в вопросах истории архитектуры и опытных архитекторов-реставраторов XIX века, Виолле ле Дюк, грешил такими существенными просчетами. К пострадавшим от его реставрации памятникам относится, например, известнейший собор Парижской богоматери, в котором архитектор изменил целый ряд важных элементов, поставил новую скульптуру и произвел целый ряд произвольных добавлений.

[/smszamok]

Результатом такой реставрационной практики являлась не только утрата памятников, но и искажение представления об архитектуре прошлого, которую они представляли. Только постепенно, как это показывает Сансоне, архитекторы пришли к мысли о необходимости не столько реставрировать, сколько консервировать наследие, сохраняя в подлинном виде все, что можно сохранить. Не случайно поэтому приводимое в книге суждение П. Гаццолы, который считал, что лучше дать памятнику погибнуть, чем исказить его плохой реставрацией. По крайней мере он никого в этом случае не будет вводить в заблуждение.

Работа по реставрации реставрированного особенно сложна и ответственна. Она требует самых скрупулезных исследований и буквально археологических методов расчистки сооружения.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Камни, которые необходимо спасти . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015