12 Окт »

Храм Боробудур

Автор: Основной язык сайта | В категории: Тенденции мирового развития
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Храм Боробудур был чанди, но особого рода. Поскольку в нем нет внутренних помещений, надо думать, он возведен не для культовых церемоний. У него скорее вид места паломничества. Этим объясняется система лестниц и коридоров, назначение которых состояло в том, чтобы шаг за шагом вести паломника к верхней площадке. Ведь буддизм придает особое значение психической подготовке, предшествующей, по его учению, окончательному освобождению от всех уз с землей и полному прекращению цикла перерождений. Названия трех сфер Вселенной полностью соответствуют этой концепции. Самая нижняя — кама-дхату, сфера желаний, рабом которых является человек; следующая — рупа-дхату, сфера форм, и последняя — арупа-дхату, сфера ухода от форм, который освобождает человека от всех земных пут.

В структуре храма Боробудур как раз представлены три сферы: основание — это кама-дхату; четыре прямоугольные террасы — рупа-дхату, и три круглые площадки, над которыми высится большая ступа, символизируют арупа-дхату.

Это — если судить по тому, что видишь. Но некоторые ученые считают, что, несмотря на совершенно оригинальную конструкцию, храм Боробудур — это ступа или, точнее сказать, незавершенная ступа. Французский архитектор и археолог Пармантье выдвинул, например, такую гипотезу. По его мнению, строители храма хотели возвести большой купол, опирающийся на сложное основание, образуемое прямоугольными террасами, но оползание земли и осадка стен нижнего яруса принудили их пересмотреть проект верхней части. Поэтому они, вероятно, смирились с мыслью построить гораздо меньший купол, окруженный тремя рядами небольших ступ. На взгляд Пармантье, чанди Боробудур и явился результатом такого компромиссного решения.

Другой ученый, американец китайского происхождения Нелсон И. Ву, без колебаний называет яванский храм «ступой Боробудур» и добавляет, что это крупнейшая и изящнейшая среди множества «изысканных и монументальных» ступ, какие встречаются в буддийских странах: Бирме, Таиланде, Шри-Ланке.

Каковы бы ни были намерения архитекторов, задумавших конструкцию храма, интерпретация Пармантье представляется более чем здравой, даже на взгляд профана. Как отмечает Джорджо Торрака, побывавший в Боробудуре с целью изучения болезней тамошних камней, строители, думая возвести земляную пирамиду, обложенную камнем, столкнулись с самой сложной проблемой всей истории инженерного дела. В самом деле, накладываемые сверху камни давят на землю, и она, испытывая чрезмерную нагрузку, резко детонирует в основании. Отсюда проистекала необходимость цепочкой соединить все камни между собой. Это был очень смелый в инженерном отношении шаг, показывающий, как строители, оказавшись перед лицом проблем, с огромнейшим трудом поддающихся решению, мало-помалу меняли конструкцию, а иногда и сам проект. Тот факт, что сооружение еще держится, простояв более 11 столетий, свидетельствует об их незаурядном мастерстве.

Но чтобы лучше понять сложную проблематику Боробудура, стоит бросить хотя бы беглый взгляд на те столетия истории, когда буддизм распространялся в азиатских странах и, расползаясь подобно масляному пятну, повсюду оставил свои следы.

Дороги Будды. Два с половиной тысячелетия назад некоторая часть мира еще была погружена во мрак доисторического времени. В Греции и Италии появились центры цивилизации, но Парфенон еще не был построен, а Рим представлял собой небольшое поселение. Народы, жившие на Востоке, напротив, уже на протяжении столетий умели писать и возводить города и памятники. В те времена и родился буддизм. Ко времени его возникновения обмен людьми и идеями был весьма интенсивен. Индия тогда занимала центральное место между западной и дальневосточной цивилизациями. Дорога на Запад через Персию и Великий шелковый путь, проходивший через Среднюю Азию, пересекала северные перевалы обширной страны. Греческие, персидские, а позднее римские и александрийские суда заходили в порты Гуджарата и Конкана на западном побережье и Коямпутту-ра, Андхры, Бенгалии и Цейлона — на юге.

В конце V века до н. э., за несколько лет до смерти Будды2, персидский царь Дарий предпринял из Персеполя военный поход на Пенджаб и Индскую равнину. Около 100 лет спустя Александр Великий взял с собой в Индию топографов и мастеров, помогших улучшить дорогу, по которой когда-то проходили персы. Он приказал построить порт и флот, и его капитан Неарх сумел совершить плавание между устьями Инда и Тибра. Всей северо-западной частью тогдашней Индии, включая Гандхару (нынешние Афганистан и Пакистан) и Пенджаб, веками управляли греческие цари, один из которых, Менандр, принял буддизм. Эти правители способствовали распространению западных культур. Так сложились центры греко-римско-буддийской культуры, достигшие наибольшего расцвета в Кушанском царстве, которое пришло в первые века нашей эры на смену эллинистическим государствам.

Древние народы были не только воинами и завоевателями. Они также умели поддерживать дружеские отношения, причем в течение длительных периодов. Селевкиды в Персии и императоры Маурья на севере Индии обменивались послами, вели торговлю друг с другом. Царский дворец в Паталипутре (ныне Патна, в Бихаре) был построен по образцу дворца Дария в Персеполе. Индийский император Ашока женился на греческой царевне и направил буддийских миссионеров в Персию, Египет, Керенаику, Македонию и северо-восточные области Греции. Плиний сообщает, что Рим ежегодно ввозил из Индии товары на сумму 50 миллионов сестерциев: хлопок из Малвы, лак из Паталипутры, индиго, специи и драгоценные камни из Конкана и даже слонов, которых римляне использовали во время войн и игр в цирках. В Каннаноре, Коямпуттуре и Махабалипураме найдены римские монеты с изображением Августа, Клавдия, Каракаллы, Теодора* и Константина. Римско-азиатский художник по имени Тит расписал буддийские фрески в Миране, в Центральной Азии, а купцы из Александрии построили буддийские монастыри близ Бомбея. Уже в древности моря и океаны бороздили корабли из самых отдаленнейших стран мира, причем мы даже не можем представить себе, как много их было. В 1964 году японский археолог Цугуо Миками нашел близ Каира 12 тысяч предметов китайской керамики, восходящей к VII—XVII векам н. э. Китайская керамика была найдена также на восточном побережье Африки — в Сомали, Кении, Танзании и даже на Мадагаскаре и островах у берегов континента. Потом в книге «Дороги керамики» японский ученый восстановил сеть товарообменов в те века, придя к выводу, что еще до знаменитого шелкового пути существовал морской торговый путь, шедший вдоль берегов Индии. Тогда азиатские мореплаватели еще не знали о муссоне, который впоследствии использовали при пересечении океана.

Японские археологические исследования таят еще немало сюрпризов. В усыпальнице императора Нинтоку (Япония V в.) найден небольшой персидский стеклянный сосуд. В буддийском храме Хорюдзи (VII в.), в Наре, есть округлые колонны, как в Парфеноне, и статуи, одежды которых напоминают эллинистические. Все это доказывает, что культурный и торговый обмены между народами восходят ко временам древности, и, если принять во внимание плавания викингов в Америку, можно заключить, что все континенты были открыты еще до Колумба, Васко да Гамы и Магеллана. Главными путешественниками были римляне, китайцы, индийцы и арабы. Индия выполняла роль связующего звена между Востоком и Западом.

Например, поясняет мне доктор Эйдзи Хат-тори, японский ученый, живущий в Париже, ошибочно утверждать, что Индию открыл Васко да Гама (не говоря уже о том, что его корабль вели арабы). Именно из-за изолированности, в которой оказалась в период средневековья Европа, возникло ложное представление, будто Новый Свет был открыт в конце XV — начале XVI века. На самом деле европейцы лишь возобновили эпоху великих путешествий, восстановив временно прерванные контакты между Востоком и Западом. Достаточно вспомнить о знаменитых экспедициях китайского флота под командой маршала Чжэн Хэ, который сначала провел 62 корабля на Яву, Суматру, Цейлон и в Индию, а затем с эскадрой из 249 кораблей с 27 тысячами человек на борту пустился в

Индийский океан, дойдя до Персидского залива и берегов Восточной Африки. Первая экспедиция состоялась в 1405—1407 годах, вторая — в 1431 —1433 годах, незадолго до того, как Колумб отправился навстречу неизвестности за пределы Геркулесовых столбов.

Из Индии буддизм начиная с I века н. э. волнами прокатился по Азии. В VIII веке, когда строился храм Боробудур, область его распространения простиралась от западных границ Пакистана и Афганистана до берегов Тихого океана, включая Японию и Индонезийский архипелаг. В Китае первый буддийский документ датируется 65 годом н. э. Сложнее определить даты проникновения буддизма в страны Юго-Восточной Азии, и в частности на острова Индонезии. В джунглях Калимантана и Сулавеси найдены бронзовые статуи Будды, восходящие к I веку н. э.

Но на Яву буддизм еще не проник даже к началу VIII века. Напротив, тремя столетиями ранее там пустила корни индуистская культура. Обнаружены выполненные на камне и металле надписи на санскрите, которые датируются первой половиной V века н. э. В то время на острове уже возникло несколько небольших, полностью индуизированных государств, которые поддерживали отношения с Китаем и Индией.

Мало-помалу государство Матарам взяло верх над остальными и установило свое господство в центральной части Явы. Во второй половине VIII века на большей части Явы и Суматры правила династия Шайлендра. Именно эти индуистско-индонезий-ские цари построили чанди Боробудур*, явившийся «кульминацией, — как писал Бернар Грослие3, — необычной судьбы буддизма, рожденного в Индии, распространившегося по всей Азии и, наконец, исчезнувшего с родной почвы в то самое время, когда ему были возведены самые величественные памятники в стране, где он стал живой религией».

Лес ступ. Первые ступы породили сотни тысяч других. В III веке до н. э. индийский император Ашока перераспределил реликвии, содержавшиеся в семи из восьми самых первых буддийских ступ. Он разделил эти реликвии на более мелкие доли и для их хранения построил 84 тысячи новых сооружений. На протяжении веков ступа претерпевала эволюцию и приобрела в разных странах Азии характерные национальные формы: в Китае, Корее, Японии она стала пагодой, в Шри-Ланке, Бирме и Таиланде устремилась к небу и ее купол-полусфера преобразовалась в своеобразный шпиль.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Храм Боробудур . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015