12 Окт »

Тайна письменности

Автор: Основной язык сайта | В категории: Тенденции мирового развития
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Бойкие купцы, добросовестные правители, умелые строители и опытные земледельцы, мохенджодарцы были так же превосходными ремесленниками и талантливыми художниками. Развалин древнего города были найдены самые разнообразные произведения искусства тонкой работы, в том Ч1исле много мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения животных. На фигурах женщин — украшения, на голове — корзина. Некоторые из них почернели от дыма, вероятно, потому, что служили ||ч возжигания благовоний. Археологи предполагают, что такая фигурка изображает богиню-мать, культ которой в те времена был широко распространен среди цивилизаций Среднего Востока. Мужнины же обычно представлены нагими и бородатыми. Эти статуэтки и I терракоты, слепленные вручную и неброско раскрашенные, возможно, тоже изображают какие-либо божества.

 Внимание людей, посещающих прекрасный музей Мохенджодаро, обычно привлекает  бронзовая фигурка танцующей девочки; левая рука у нее на поясе, правая — на бедре. На ее маленькую грудь спускается ожерелье с тремя подвесками. Слева — орнамент в виде спирали. Танцует ли девочка или стоит в одной из известнейших поз йоги? В самом деле, кое-кто утверждает, что йога и тантризм родились в долине Инда. Наиболее естественное выражение изобразительное искусство находит в печатках, на которых вырезаны фигуры животных: быков, буйволов, тигров, носорогов, крокодилов и обезьян. Печатки, обнаруженные в Хараппе и Мохенджодаро, хранят тайну, проникнуть в которую не удалось до сих пор. На каждой из них есть пиктографические надписи6, которые включают изображения застежек, кругов, гребней, многорадиусных колес, листьев, рыб и других предметов или животных. Хараппское письмо насчитывает около 1250 знаков. О нем пока совершенно ничего не известно, так как все попытки расшифровать его провалились, причем главным образом из-за отсутствия достаточно длинного текста, который позволил бы в нем разобраться. Выдвигалось множество гипотез, но ни одна из них не является убедительной или доказательной. С самой смелой гипотезой выступил венгерский ученый Д. де Хевеши, который в 1932 году высказал предположение о возможной связи между письменами долины Инда и острова Пасхи. Обитатели этого острова, открытого в 1722 году голландским адмиралом Я. Роггевеном во время плавания по пустынной южной части Тихого океана, добрались туда в сравнительно недавнее время. На острове в изобилии имеются следы доисторического времени, в частности знаменитые гигантские изваяния из туфа7 и два десятка табличек8, покрытых строчками пиктографических знаков. По некоторым сведениям, в XVIII веке туземцы еще умели разбирать их, но сегодня на это уже никто не способен, иначе гипотезу профессора Хевеши было бы легко проверить.

Означает ли это, что следует окончательно оставить надежду на раскрытие загадки индского письма? Специалисты считают, что нужно уповать на будущее. Работа продолжается во многих странах, в последние годы она даже приобрела более интенсивный характер9. Цель ученых не только расшифровать такое неизвестное письмо, как индские пиктограммы, но и раскрыть тайны, еще окутывающие происхождение письма вообще. Среди археологов принято считать, что оно впервые появилось в Месопотамии к 3100 году до н. э. в виде разработанной системы символов, которые, вероятно, служили для записи официальных документов в храмах. Но что навело древних на идею воспользоваться письменными знаками для выражения мыслей и передачи информации?

Дениз Шмандт-Бессера, французская исследовательница, преподающая искусствоведение в Остинском университете, в Техасе, недавно выдвинула новую теорию, согласно которой письменность — это результат эволюции древнейшей системы счета, и поныне применяемой на Ближнем Востоке. Если это так, то возникновение письменности следует отнести еще по меньшей мере на пять тысяч лет назад. Десятки лет археологи всеми силами пытаются разгадать назначение маленьких глиняных плашек, найденных в ходе раскопок в Египте и в долине Инда, отдельные из которых насчитывают десять тысяч лет. Некоторые эксперты полагали, что это игрушки или принадлежности неизвестной доисторической игры. В 1966 году Пьер Амье, возглавляющий Ближневосточный отдел в Лувре, высказал предположение, что таинственные плашки, возможно, представляют собой древнюю систему счета.

Шмандт-Бессера согласна с этой гипотезой. Сопоставив маленькие глиняные плашки с образцами древней письменности, обнаруженными во время раскопок на территории современного Ирака, она пришла к выводу, что плашки входят в сложную систему ведения заметок, которая, по всей вероятности, положила начало письменности. По мнению этой исследовательницы, процесс, приведший к появлению письменных знаков, видимо, прошел четыре стадии. На первой, которая приходится примерно на 8500— 3500 годы до н. э., кусочки глины имели форму конусов, дисков, сфер и бусин. Каждая из форм означала различный товар — овец, амфоры, хлеб и одежды. Купцы пользовались ими для заключения сделок. На второй стадии купцам, направлявшим товары морем, пришла мысль класть плашки в запечатанные полые шары из глины, которые по доставке разбивали, с тем чтобы проверить груз по «фактуре».

На третьей стадии купцы поняли, что проверять наличие доставленных товаров можно, даже не разбивая шары. Достаточно приложить плашку к еще сырым глинистым стенкам шара снаружи и внутри и оставить на них отпечаток, а потом уже запечатывать ее. На этом этапе эволюционного процесса было уже сравнительно легко перейти к четвертой и последней стадии. Поскольку при наличии отпечатков плашек на шаре отпадала необходимость в том, чтобы класть их внутрь, способ счета плашками отбросили и перешли непосредственно к записи на табличках из глины. Огромная выгода такой техники стала очевидной сразу, считает Шмандт-Бессера; этим объясняется не только эволюция письменной записи, но и чрезвычайно быстрое распространение письма.

Конец хараппской цивилизации. Кто были и откуда пришли мохенджо-дарцы? Этого мы не знаем, как не знаем и того, как и почему они исчезли. Хараппская цивилизация таинственно возникла и столь же таинственно угасла. Относительно происхождения людей, обитавших в области ее распространения, можно лишь высказывать предположения. Сегодня на этой обширной и негостеприимной территории живет чрезвычайно смешанное по составу население. Захватчиками приходили  сюда  арии,  греки,   скифы,  парфяне,   арабы  и   монголы; но и до первого арийского нашествия (около 1800 г. до н. э.) здесь сменяли друг друга различные народы. Поэтому поистине тяжелая задача — точно установить, к какой расе принадлежали мохенджо-дарцы.

Столь же трудно определить, когда зародилась и в какие эпохи развивалась хараппская цивилизация. Ученые обычно выделяют четыре периода. Первый период (с 3200—2900 по 2400 г. до н. э.) — становление; второй (2400—2150 гг. до н. э.) — период,, когда хараппская цивилизация достигла наибольшего расцвета; третий (2150—1800 гг. до н. э.) — период застоя, охватывает время, когда рост экономического могущества затормозился; четвертый (после 1800 г. до н. э.) знаменует упадок и закат.

К первому периоду относится катастрофа, имевшая большие последствия для тогдашнего мира. В ходе стратиграфических исследований археологи установили, что в какой-то момент Мохенджодаро был полностью затоплен водами Инда. Гидрологи восстановили картину наводнения: происшедшее поблизости от реки грязевое извержение создало на ней естественную плотину, вследствие чего вода разлилась, образовав огромное болото величиной со всю Лигурию. Спустя какое-то время Инд вернулся в свое русло и город снова стал обитаемым.

В связи с этой катастрофой профессор Мандель выдвинул интересную гипотезу: история наводнения, затопившего «город мертвых», лежит в основе библейской легенды о всемирном потопе. «На огромное озеро, образовавшееся в результате подпора речных вод возникшей плотиной, — пишет он, — лилась еще вода с неба. Образование озера наверняка нарушило устойчивое направление муссонов, и сюда в большом количестве стекались тучи, предназначенные горам Белуджистана. Дождей было больше обычного. Тот, кто видел муссонные ливни, знает, какая лавина воды обрушивается с неба целыми днями. Словно возникает стена из частых и крупных струй. Более мощное и более длительное, чем обычно, низвержение воды поистине можно было назвать «всемирным потопом».

Катастрофа, — продолжает археолог,—имела к тому же значительные последствия. Сразу же была прервана торговля с Месопотамией. Отсутствие подвоза зерна и хлопка должно было сказаться и на экономике стран-импортеров, где, разумеется, сообщение об этом «потопе» вызвало потрясение, породило рассказы и последующие легенды. Поэтому я не исключаю, что месопотамский рассказ о Потопе… уходит корнями в катастрофу, происшедшую в долине Инда».

По поводу конца хараппской цивилизации выдвигаются различные теории. Наиболее распространена, так сказать, экологическая гипотеза, предполагающая трагедию, которая с хронометрической точностью повторяется в современном мире. По этой теории, которая, на мой взгляд, близка к действительности, причин гибели было две. Первая, природная, заключалась в постепенном повышении Индостанского субконтинента или же, как происходит и в Италии, в повышении западных берегов и понижении восточных (вековые колебания суши), вызванных вращением Земли. Вторая, которую мы назовем антропогенной, порождена интенсивной вырубкой леса, связанной с необходимостью обжигать огромное количество кирпичей, шедших на строительство города. Вырубка деревьев постепенно привела к понижению влажности и опустыниванию суши. То же самое происходит и в наше время в обширных областях Азии и Африки, охваченных быстрым процессом образования пустынь.

С другой стороны, в мире есть области, где ни за какие деньги не достанешь камня и кирпич — единственный имеющийся строительный материал. Помню, когда я впервые приехал в Бангладеш, страну, территория которой в сущности представляет собой дельту двух больших рек — Ганга и Брахмапутры, то был поражен при виде рабочих, дробивших огромное количество кирпичей на щебень для строительства дорог. Деревья вокруг были срублены на топку, и когда-то живописная область с пышной растительностью выглядела голой и заброшенной.

Другие ученые выдвигают такие причины: беспрерывные повторения катастрофических наводнений, какая-то таинственная эпидемия и, наконец, набеги воинственных ариев.

Разумеется, упадок хараппской цивилизации подтверждается и прочтением слоев. Верхние из девяти уровней Мохенджодаро свидетельствуют о явной небрежности и ухудшении строительной техники. Считают, что массовое строительство привело к ухудшению качества работ; с другой стороны, рост цен и обострение вытекающего отсюда процесса инфляции, видимо, принудили жителей ютиться в тесных помещениях. Короче говоря, возможно, что на их долю выпали те же беды, от которых и мы, жители Запада, страдаем в разгаре XX века.

На развалинах Хараппы и Мохенджодаро не возникло других городов, и область деградировала до скотоводческого хозяйства, сделав скачок назад. Вероятно, именно поэтому нет никакой связи между хараппской цивилизацией и последующим этапом цивилизации — культурой Юго-Восточной Азии.

Погребенные во мраке тысячелетий, развалины Мохенджодаро10 пребывали в великолепно сохранившемся состоянии. Но как только их вырвали из забвения, на них набросились вода и соль. Спасти их — вот задача, стоящая перед всем международным сообществом. Действовать нужно быстро, потому что воды Инда угрожают навсегда уничтожить свидетельства уходящего прошлого. А ведь мы еще должны вырвать у кирпичей древнего города тайны огромнейшей важности-, кто были мохенджодарцы и как они называли себя во время своего долгого существования? Какие у них были письменность и религия? Почему их город не имел оборонительных стен? Чем объяснить, что в местности, где водились хищники вроде тигра, не найдено никакого оружия? И каковы были формы правления и государственного устройства? Мы даже не знаем, был ли Мохенджодаро царством, федерацией или республикой. Археологов снедает честолюбивая мысль распутать нить истории.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Тайна письменности . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015