5 Мар »

Романтизм — вот первое слово, огласившее Пушкинский период

Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Однако лирическое творчество самого Пушкина не прекращалось, оно только переставало быть заметным для других, «Вообще пишу много для себя, а печатаю по неволе и единственно для денег,— сообщал он М. П. Погодину в 1834 году,— охота являться перед публикою, которая вас не понимает». «Особенно мучительным для Пушкина было ощущение противоречивости своего общественного положения в условиях тридцатых годов, когда он, автор «Вольности» и «Деревни», силою обстоятельств оказался вовлеченным в пошлую и пустую жизнь высоких придворных сфер.

Чувство отчуждения от окружавшей среды н непреодолимое стремление вырваться из нее становились определяющими для Пушкина этого времени. Ощущение духоты придворной жизни приводило к одному характерному для этих лет желанию: «Ух, кабы мне удрать на чистый воздух».

Из этой враждебной атмосферы был лишь один путь освобождения — бегство с семьей в родовую деревню. Этот выход был почти невозможен. Но Пушкин мечтал о нем.  «Дай бог тебя мне увидеть здоровою, писал жене в 1834 году,— детей целых и живых! да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином! Неприятна зависимость; особенно когда лет 20 человек был независим» (XV, 150),

Из этого комплекса настроений рождались строки недоработанного до конца стихотворения, обращенного к жене: «Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит» (1834)»:

  • На свете счастья нет, но есть покой и воля.
  • Давно завидная мечтается мне доля —
  • Давно, усталый раб, замыслил я побег
  • В обитель дальную трудов и чистых нег. (III, 330)

Стихотворение, слишком личное, чтобы можно было его напечатать, осталось незавершенным. В рукописи сохранился план неосуществленного его продолжения: «Юность не имеет нужды в зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу— тогда удались он домой.

  • О скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню — поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические — семья, любовь егс.— религия, смерть»  (III, 941).

Непосредственно к этим мыслям Пушкина о покое И воле примыкает стихотворение «Когда за городом, за-дум’тип. я брожу» (1835) 3.

В противопоставлении городского кладбища, на котором;

  • . . .гниют все мертвецы столицы,
  • В болоте кое-как стесненные рядком,
  • Как гости жадные за нищенским столом,
  • родовому деревенскому:
  • Где дремлют мертвые в торжественном покое

и где ничто суетное, мелкое и дешевое не оскорбляет величия смерти, с огромной силой отразилось то же, давно назревавшее отвращение к душной атмосфере светской жизни и стремление вырваться из нее, которые легли в основу неосуществленного продолжения стихотворения «Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце проси. Окончание стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу», сознательно оборванное на середине строки:

  • Стоит широко дуб над важными гробами,
  • Колеблясь и шумя…—
  • придает ему особую торжественность и глубину.

Если стихотворения «Пора, мой друг, пора!» и «Когда за городом, задумчив, я брожу» с исключительной искренностью отражают субъективные настроения Пушкина, задыхавшегося в душной атмосфере петербургской светской и придворной жизни, то стихотворение («Из Пиндемонти») (1836) * те же настроения поднимает до высот огромного социально-философского обобщения, приобретающего все свойства объективной характеристики целой эпохи, обманувшей возлагавшиеся на нее надежды современников.

Несмотря на приданный из цензурных соображений заголовок, говорящий как будто бы о заимствовании из Пиндемонте, стихотворение Пушкина совершенно ори—»^ гинально2. Оно отражает всю глубину разочарования в результатах европейских буржуазных революций, казавшихся такими многообещающими вначале, а в итоге втаптывавших в грязь священные лозунги Свободы, Равенства и Братства в бесконечных и бесплодных парламентских прениях:

  • Все это, видите ль, слова, слова, слова
  • Зависеть от царя, зависеть  от народа — Не все: ли нам равно?

Всю глубину и всю меру усталости и разочарования поэта в общественно-политических итогах своего века отражает конец стихотворения, в страстных, намеренно резких и подчеркнуто заостренных формулировках, утверждающих его стремление к полной независимости от каких бы то ни было внешних уз. Тема одиночества и непонятости поэта в современных ему условиях жизни, отчетливо намеченная уже в цикле пушкинских стихотворений о поэте и имеющая для Пушкина столь значительный автобиографический характер, в последний период его жизни приобретала еще более сложный характер, поднимаясь до значительных обобщений в постановке философской проблемы роли и значения гения в истории человеческого общества.

  • О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
  • Жрецы минутного, поклонники успеха!
  • Как часто мимо вас проходит человек,
  • Над кем ругается слепой и буйный век,
  • Но чей высокий лик в грядущем поколенье
  • Поэта приведет в восторг и в умиленье.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Романтизм — вот первое слово, огласившее Пушкинский период . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015