6 Мар »

Рекомендации по написанию сочинения по биографии Лермонтова

Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Кратко остановимся на задачах и приемах освещения отдельных этапов жизни М. Ю. Лермонтова. Детство в Тарханах. В VI классе ученики слышали подробный рассказ о детстве Лермонтова, поэтому в VIII классе целесообразно восстановить его з памяти школьников, а не сообщать вновь. Можно дать на дом ряд вопросов, которые бы ориентировали школьника, что он должен вспомнить и повторить к уроку. Вот примерный перечень вопросов: Что вам известно о семье Лермонтова? Под влиянием какой обстановки складывался характер Лермонтова? Что вы знаете об отношении маленького Лермонтова к крестьянам и их детям? Каким вы представляете мальчика Лермонтова? Как и чему учился Лермонтов в детстве? Вместо беседы по предложенным вопросам можно подготовить сообщение учеников о детских годах Лермонтова, выделив такие темы:. Семья поэта, его детские занятия и интересы. 2. Что рассказывает народ о мальчике Лермонтове.

В классах, где биография Лермонтова забыта или не усвоена, возможен рассказ учителя примерно по такому плану:

Детство Лермонтова в Тарханах
1. Родители Лермонтова и раннее одиночество поэта.
2. Условия жизни поэта, оказавшие влияние на формирование его характера и взглядов:
а) природа среднерусской полосы;
б) близость крепостной деревни;
в) знакомство с народным творчеством.
3. Характер и склонности Лермонтова-ребенка:
а) сочувствие крестьянам;
б) впечатлительность;
в) одаренность.
4. Поездки на Кавказ и любовь Лермонтова к кавказской природе.
5. Отражение в сознании поэта событий 14 декабря и рассказов об Отечественной войне 1812 г.

Годы учения в Москве. О периоде учения поэта в Москве, необычайно важном для формирования взглядов Лермонтова, целесообразно прочесть лекцию, в которой дается и представление об эпохе 30-х годов. Ученики знакомятся с тематикой юношеской лирики по-
эта, отразившей становление его взглядов, с отдельными стихотворениями: «Монолог», «Жалобы турка», «1831-го июня 11 дня». Полезло заранее сообщить план лекции. Он может быть примерно таким:

Лермонтов в Москве
1. 30-е годы ХХ века — суровое десятилетие после-декабрьской реакции.
2. В Московском благородном пансионе.
1) Успешные занятия и разностороннее развитие поэта.
2) Начало творчества.
3. Лермонтов-студент.
1) Московский университет в 30-х годах XIX в.
2) Участие Лермонтова в студенческой жизни.
3) Юношеская лирика, поэмы и драмы как результат размышлений поэта над русской действительностью и отражение критического отношения к ней.
Говоря о роли Московского университета в жизни Лермонтова, важно отметить, что в одно время с поэтом там учились Белинский, Герцен, Огарев, что именно Московский университет в 30-е годы стал центром передовой общественной мысли, что в нем господствовал дух рвенства и говарищества. Герцен вспоминает в «Былом и думах»: опальный университет рос влиянием, в него как в общин резервуар вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев… Студент, который бы вздумал у нас хвастаться своей белой костью или богатством, был бы отлучен от «воды и огня», замучен товарищами».

Целесообразно рассказать об участии Лермонтова в Маловекой истории. Характеризуя основную направленность юношеского творчества поэта, учитель на конкретных примерах раскрывает следующие положения.

1. С лервых же лет в творчестве Лермонтова звучит протест против деспотизма, против угнетения человека, нашедший яркое выражение в стихотворении «Жалобы турка».
2. В своих произведениях Лермонтов выступает как враг и противник крепостного права. Не просто отвлеченный человек, стонущий «от рабства и цепей», а прежде всего крепостной крестьянин берется им под защиту в драмах «Странный человек» и «Люди и страсти». Крепостному крестьянству сочувствует Лермонтов, помещики и угнетатели вызывают у него гневное возмущение.
3. Лермонтова волнует судьба молодого поколения дворянской интеллигенции. В стихотворении «Монолог» он пишет о современной молодежи, что ей «ничто души не веселит» и что она «быстро увядает» в суровой атмосфере николаевской реакции.
4. В творчестве поэта настойчиво и громко зв)щит жажда действия, борьбы, тоска о настоящей жизни, где найдут применение «талант» человека и его «пылкая любовь свободы» (учащиеся почувствуют эти настроения Лермонтова в стихотворениях «Монолог» и «1831-го июня 11 дня»).
5. Для Лермонтова характерен интерес к мужественным, смелым людям, которые протестуют против окружающих условий, борются за свободу, но не всегда поняты другими. Таковы герои его юношеских драм и поэм. Таков лирический герой его ранней поэзии. Таковы реальные кумиры молодого Лермонтова— Пушкин, Байрон, Наполеон. К ним он не раз обращается с взволнованными лирическими строками.

В 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет; в официальном документе значится, что ему «советовано уйти». С переездом в Петербург жизнь его резко меняется.
Школа гвардейских подпрапорщиков и первые годы службы. Годы 1832—1837 наименее освещены в биографической литературе о Лермонтове, в школе о них обычно сообщается весьма кратко. И действительно, внешние факты жизни Лермонтова — его гусарские похождения и первые шаги в петербургском дворянском обществе — представляют мало интереса и не поучительны для учеников. Но зато яркий материал для характеристики взглядов Лермонтова, его стремлений и интересов можно найти в двух крупнейших произведениях, над которыми он работал именно в годы — в неоконченном романе «Вадим» и в драме «Маскарад». Краткий комментарий к этим произведениям — основное в рассказе учителя о первом петербургском периоде.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Рекомендации по написанию сочинения по биографии Лермонтова . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015