21 Ноя »

Развитие русской литературы: Роза как символ любви в поэзии

Автор: Основной язык сайта | В категории: Задания по русскому языку
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Роза — царица цветов. Ее любили, перед ней склонялись, ее воспевали с давних времен. О ней создано столько сказов, она сыграла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно было бы написать целые тома. Отметим самое выдающееся. Первейшие сведения о розе встречаем в давнеиндусских пересказах, согласно которым она достигла в тогдашней Индии такого уважения, что даже существовал закон, который разрешал каждому, кто приносил царю розу, просить у него всего, что только потребуется. Брахманы украшали ею храмы, ею выстилали путь, по которому во время торжественностей несли богов, ее цветами убирали палаты вельмож, платили дань и царские подати. Ее запах считался в Индии таким приятным, что индийские принцы и принцессы устраивали в чудесных своих садах вдоль дорожек перетоки с розовой водой, лишь бы аромат цветка наполнял все вокруг.

О ее появлении в тех пересказах, однако, ничего не упоминается; лишь в индийских пуранамах (мифах) сообщается, что самая чарующая в мире женщина Лакшми родилась из процветающего бутона розы, который состоял из ста восьми больших и тысячу восьми мелких лепестков. Вишну, хранитель Вселенной, увидел эту волшебную красавицу, которая пряталась в своей удивительной розовой колыбели, и, захваченный ее красой, разбудил поцелуем и таким образом сделал своей женой. С этой минуты Лакшми превратилась в богиню красоты, а роза, которая прятала ее, стала символом божественной тайны и начала считаться у всех восточных народов священной.

Окутав, словно вуалью, весь Восток легендами, роза нашла себе главный приют в давнем Иране, стране персов, поэты которой написали о ее обворожительности сотни томов.

Со слов одного из тех поэтов, она была подарком самого Аллаха. К нему однажды пришли все дети Флоры с просьбой назначить над ними нового властителя вместо сонливого лотоса (нильской водной лилии), который, хотя и был удивительно красивый, но забывал среди ночи о своих обязанностях правителя. Тогда Аллах, благосклонно выслушав их, назначил правительницей цветов белую непорочную розу с острыми шипами, которые оберегают ее.

Когда соловушка увидел эту волшебную новую царицу цветов, то был так заворожен ее красотой, что в увлечении прижал розу к своей груди… Но острые шипы, будто кинжалы, впились ему в сердце, и ярко-красная кровь брызнула из любящей груди несчастного и оросила собой нежные лепестки удивительного цветка. Вот почему, утверждают персидские пересказы, множество внешних лепестков розы и до сих пор сохраняют розовый оттенок.

Слово «гюль», то есть роза, для перса, а особенно для персиянки, одно из самых чарующих слов. Да и сама Персия у поэтов приобрела название «Гюлистан» — «Сад роз». И в самом деле, здесь всюду розы. Ими переполнены сады и внутренние дворы, украшены все помещения, купальные, могилы; без них не минует никаких торжественностей, ни одного праздника.

Особенно же красивым бывает в Кашмире праздник процветающей розы. Тогда отовсюду сходятся к Кашмире молодые люди и, гуляя по улицам с корзинами роз, бросают цветы в прохожих. Тот или та в кого попали розой, считаются счастливцами и обязаны сделать подарок в ответ. И все с удовлетворением это делают, поскольку уверены, что розовый дождь, который упал на них, принесет счастье.

Из персидских поэтов особенно воспевал розу знаменитый Гафиз, и потому он даже похоронен в городке Кессер, что представляет собой наибольший в мире сад роз.

Любовь и благоговейное отношение к розе переняли от персов турки, а точнее все магометане, которые, согласно Корану, веруют, что белая роза выросшая из капель пота Магомета во время его ночного восхождения на небо (желтая — из капель пота Магометового ишака, а красная — из капель пота архангела Гавриила). Поэтому они приписывают белой розе очистительную силу, и ни один магометанин не только не разрешит себе наступить ногой на розу, но даже увидев один лепесток на дороге, он сразу же ее поднимет его и заботливо положит на чистое место.

Именно поэтому, очевидно, очистительную силу приписывают они и приготовленной из нее розовой воде, и султан Саладин, как известно, отвоевав у христиан в 1189 году Иерусалим, вошел в преобразованную крестоносцами в церковь мечеть Омара не раньше, чем вымыли весь пол, стены и даже скалы, на которых она построена, розовой водой. Сколько на это было израсходовано такой воды — можно сделать вывод хотя бы из того, что для ее перевозки понадобилось почти пятьсот верблюдов.

Так же совершил и Магомет II с храмом святой Софии, взяв Константинополь в 1453 году. Прежде чем превратить этот удивительный храм в мечеть, он велел вымыть его розовой водой полностью.

Говорят, что розой захватывался большой Конфуций, посвящая свои поэзии ее обворожительности и запаху, воспевая как царицу цветов. Рассказывают также, что из 18000 томов библиотеки китайского императора свыше 500 посвящены розе, в императорских садах ее столько, что из нее ежегодно получают эссенции на сумму свыше 50000 франков.

Интересное применение имеют в Турции и лепестки розы, особенно же розовой. Ими осыпают в сералях новорожденных, а если лепесток к тому времени нет, пеленают грудных детей в тонкий розово-красный газ, который очень напоминает их и который именно ради этого выписывают в Турцию из Египта тысячами аршинов.

Знали ли розу давние евреи — вопрос спорный, поскольку некоторые ученые утверждают, что еврейское слово «шошам» в Библии, переведенное Лютером как «роза», означает не розу, а красную лилию. С другой стороны, согласно Талмуду, красная роза выросла из невинно пролитой крови Авеля и поэтому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день ее брака. Скорее всего, однако, евреи познакомились с ней не раньше VII столетия до рождения Христа, так как к тому времени ее изображения не встречается ни на одном из папирусов.

Что же касается известного знатока египетской жизни Еберса и его романа «Уарда» (роза), где этим именем названа героиня древнеегипетского произведения, то это, очевидно, лишь увлечение уважаемого египтолога.

В VII столетии во времена Птоломея своими замечательными розами прославился в Египте городок Арсиное — из них там изготовляли розовую воду. И знаменитая египетская царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, велела осыпать весь пол зала, где должен был состояться банкет в его честь, пластом розовых лепестков толщиной в пол-аршина (один локоть). Это покрытие напоминало мягкий ковер и, чтобы по нему удобно было ходить, его накрыли мелкой шелковой сеткой. Лишь эта прихоть обошлась в полтора таланта серебра, т.е. свыше двух тысяч карбованцев.

Розовые же лепестки, как свидетельствует Плиний, сыграли решающую роль и в дальнейшей жизни Клеопатры — они помогли ей убедить подозрительного Марка Антония в искренности ее любви.

Как известно, во время дружеских банкетов римляне имели обычай опускать в вино розовые лепестки со своих венков и вместе с вином выпивать в знак искренней благосклонности к тем, кто бросил их в чашу. Когда Антоний стал вконец подозрительным и так привык к мысли о коварности Клеопатры, что принуждал своего слугу пробовать все кушанья, и царица, лишь бы успокоить его, сделала вот что.

Она велела опрыснуть сильным ядом розы свой венок и, когда опьяневший Антоний, клянясь ей в любви, насыпал отравленные лепестки в свою чашу с вином и хотел выпить, Клеопатра, вырвав чашу из рук Антония, сказала: «Взгляни, дорогой Антонию, как мне легко было бы избавиться от тебя, лишь бы только я могла без тебя жить!» И, повелев привести осужденного к смертной казни невольника, приказала ему выпить чашу Антония.

Смерть невольника настигла мигом и, как утверждают, так вытрезвила Антония, что он из признательности попросил Клеопатру, если умрет раньше  нее, не забывать постоянно убирать его могилу розами.

Ознакомившись коротко с тем, какую роль играла роза у восточных народов, полетим теперь в Грецию — центр умственной жизни всего древнего мира.

Греки считали розу даром богов, и знаменитая поэтесса Сафо назвала ее царицей цветов. Появление этой самого очаровательного из цветков давние греки обвили целым рядом замечательных легенд.

По словам Анакреона, она образовалась из белоснежной пены, которая покрывала тело Афродиты (Венеры), когда богиня красоты и любви вышла после купания из моря. Увидев на ней этот, не менее прекрасный, чем она сама, цветок, боги сразу обрызгали ее нектаром, который и предоставил ей удивительный запах. Однако нектар, который дарит бессмертие, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе и она осталась такой же смертной, как все, кто рождается на земле.

Белую розу, которая появилась во всем своем целомудрии и чистоте, жрецы Афродиты отнесли к храму этой богини и украсили ею алтарь и сад вокруг него. И роза оставалась белой, аж пока сердце Афродиты не поразила ужасная весть о том, что ее любимого Адониса смертельно ранил вепрь.

Забыв о всем, в неутешительном горе богиня мчится к роще Пифона, где лежит ее милый, бежит, не обращая внимания на острые колючки розы, которые кровавят ей ноги. Несколько капель этой божественной крови падают на розы, и из белых они превращаются в ярко-красные.

По другой легенде, белая роза превратилась в красную во время одного из банкетов, который устроили боги на Олимпе.

Порхая в веселом танце, Амур ненароком перекинул своими розово-красными крылышками чашу с нектаром, который, попав на цветущие неподалеку белые розы, окрасил их в красный цвет и вместе с тем предал удивительный запахае, боги сразу и она самая.

Еще поэтичнее легенда о создании красной розы богиней Флорой.

Флора, которая продолжительное время не любила и избегала встреч с Амуром, была, в конце концов, поражена его стрелой и сразу же воспылала к нему пылкой любовью. Но хитрый божок, достигши желательного, начал теперь сам избегать Флоры, и вот тогда, в пылающей страсти, она решила создать цветок, который смеется и плачет, объединяя в себе грусть и радость.

Увидев замечательный цветок, который вырастал в ее руке, богиня в захвате хотела воскликнуть: «Эрос!» (так звали греки Амура), но, стеснительная от природы, ударила, покраснела и, проглотив первый слог, лишь сказала «рос» (т.е. слово, которое по-гречески означает роза). Цветы, которые росли вокруг, подхватили это слово, и с того времени ее начали называть именно так.

И, в конце концов, еще за одним пересказом, роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня приревновала его к удивительно прекрасной нимфе Розалии, считая, что тот выбрал именно ее. И вот однажды, в лихом гневе, она схватила несчастную, потащила в ближайший терновый куст и, изранив страшными колючками, лишила нимфу жизни.

Узнав о горькой судьбе любимой, Амур подался на место преступления и, найдя ее мертвой, в неутешительном горе заплакал. Слезы его капали, капали на терн, будто роса, и — в, чудо! — орошаемый ими куст начал расцветать странными цветами. Эти цветы были розы.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Развитие русской литературы: Роза как символ любви в поэзии . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015