25 Ноя »

Природа и цветы как символы в русской литературе

Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Маргаритки. Этот небольшой, беленький или рыжеватый цветочек, который образовывает прекрасные клумбы, замечательные группы на зеленых газонах, имеет очень красивую легенду о своем происхождении. Рассказывают, что Пресвятая Богородица, желая порадовать маленького Иисуса и подарить ему среди зимы венок живых цветов, не нашла ни одного цветка на придавленных холодом полях и решила сделать их сама из шелка. И вот, среди многих других, сделанных ею, особенно понравились младенцу — Иисусу одни маленькие цветочки. Это были маргаритки, изготовленные из желтой шелковой материи и грубых белых нитей. Изготовляя их, Пресвятая Богородица не раз колола свои пальцы иглой, и капли крови кое-где окрасили те нити в красноватый или розовый цвет.

Цветы эти так понравились маленькому Иисусу, что он сохранял их целую зиму как ценность, а когда настала весна, посадил их в долине, Назарет и начал поливать. И вдруг искусственные цветы ожили, пустили корни и, разрастаясь все больше, переселяясь из одной страны в другую, разошлись по всей земле. И теперь, как напоминание о том чуде, этот волшебный цветочек цветет от ранней весны к глубок осени, и нет в мире стран, где они не встретились бы.

За другой легендой, маргаритки называют «цветами Пресвятой Девы Марии», и о происхождении этого названия рассказывают вот что.

Когда Пресвятая Дева Мария получила от архангела Гавриила благую весть, то отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете. Ей долго пришлось идти горами и долинами Иудеи.

И вот, когда она шла полями, всюду, где только ступала нога будущей Богоматери, вырастали маленькие блестящие белые цветочки, так вот весь путь ее, обозначенный ими, словно образовывал цветковую дорожку. Те цветы — наши скромные белые маргаритки.

Белые, как сияние нимба, лепестки их напоминали славу Божью, а золотая середина — священный огонь, который пылал в сердце Марии.

А еще за другим вариантом было так.

Когда Пресвятая Дева Мария еще ребенком смотрела ночью на небо, усеянное многочисленными блестящими звездами, и высказала пожелание: как хорошо было бы, лишь бы все эти чудесные звезды стали земными цветами и она могла играться ими.

Тогда звезды, услышав ее, сразу же отразились в блестящих каплях росы на земных растениях, и когда утром солнце осияло землю, то вся она была усеяна, будто звездочками, белыми цветами.

Пресвятая Дева была в увлечении, украсилась ими и сказала, что они пожизненно будут ее любимыми цветами и пусть отныне называются цветами Марии.

И с того времени, подытоживает легенда, эти цветы сопровождают счастье, именно поэтому у маргаритки и спрашивают о нем, считая и обрывая ее лепестки.

Таковы христианские легенды о происхождении маргаритки, но есть еще и более давние пересказы о ней, они достигают времен язычества.

Латинская легенда рассказывает, что когда волшебная лесная дриада Белидес однажды танцевала и веселилась со своим любимым Ефигеем, то, к сожалению, предрасположила к себе внимание Этрусского бога времен года — Вертумна. Очарованный красотой юной дриады, тот хотел обнять ее и забрать с собой.

Тогда, в отчаянии и бессилии, не зная, как избавиться от назойливого старого преследователя, дриада с умоляющей молитвой обратилась к бессмертным, и боги, смиловавшись, превратили ее в хорошенький полевой цветок. Она получила название — вечной красавицы и теперь известна в науке этим названием.

Другая легенда утверждает, что маргаритка возникла из праха Альцесты, жены фесалийского царя Адмета, которая пожертвовала своей жизнью, чтобы спасти жизнь мужчины.

Этот Адмет был любимцем Аполлона, и вот он уговорил богиню, судьбы — Мойр не дать ему умереть в определенное время, если кто-нибудь другой согласится умереть вместо него.

Настало это время, но никто из друзей не решался умереть вместо Адмета, даже старые его родители не захотели отдать за него жизнь. Только верная жена Альцеста отказывается от преисполненной радости жизни и умирает вместо него.

Тогда Геркулес, который во время свершения своих подвигов узнал случайно об этом большом самопожертвовании, решает, хотя бы там что, а возвратить Альцесту к жизни.

Он отправляется в ад и добивается у Фанатоса (смерти), чтобы тот возвратил Альцесту на землю; но поскольку в человеческом подобии она уже не может возвратиться, то появляется в виде цветка-маргаритки.

Кстати, свое название «маргаритка» цветок получил от греческого слова «жемчужина», поскольку на зеленых лугах многочисленные белые ее цветочки и в самом деле, будто рассыпанные перлы.

В северных сагах маргаритку посвящали богине весны, и на ее день каждый раз обвивали гирляндами этих цветов кубок богини. И вдобавок их приносили в жертву богини любви — Фрее, поэтому маргаритку часто называли еще и цветком любви и невестой солнца.

Этим последним названием и обычаем жертвовать цветок богине любви и объясняется мысль многих ученых, известна всем роль маргаритки как оракула любви.

В этом амплуа «любит — не любит» маргаритка известна, очевидно, с давних времен, и причем не только в одном каком-то отдельном государстве, а почти во всех западноевропейских, кроме разве что Англии. На немецком языке существует даже ее особое название  «мерило любви», которое ведет свое начало с давних времен и имеет за основу старинную детскую игру, когда обрываются белые лепестки.

Оказавшись далеко в лесу или в поле и боясь, что родители их очень будут ругать их за это, дети в Германии брали, да и теперь это делают, такую маргаритку и, обрывая ее лепестки, гадали: «побои, ссора, добрые слова» — и то слово, с которым сорван последний лепесток, и должно означать, что их ждет дома.

Одним словом, делают точь-в-точь так, как и наша настоящая молодежь (особенно девушки), когда обрывают лепестки и приговаривают: «любит не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к бесу пошлет». Или так, как видим это в «Фаусте» Гете, когда, гуляя в саду с Фаустом, Маргарита срывает маргаритку и, обрывая лепестки, шепчет:

«Он любит, нет, Он любит, нет, Он любит…»

Но теперь за такого оракула правит не маленькая маргаритка, которая носит название по-французски «радиегеїіе», а другой цветок, который французы тоже называют маргариткой — красивая, большая, с желтой середкой и большими променевидними лепестками полевая ромашка, у которой лепесток меньше, и они значительно большие, итак, ясная вещь, и обрывать их легче, и результат более скорый.

Если не ошибаемся, сцена в «Фаусте» происходит с такой же ромашкой.

Кроме Германии, маленькую маргаритку как оракул любви использовало и сельское население многих провинций Франции, и в Нормандии, например, с давних времен существует даже песенка:

Маргариточка, маленький цветочек, красный край, зеленая кайма, скажи, поведай, где моя любовь.

Песня сопровождалась обрыванием лепестков и ворожением.

Особенно же этот способ предсказывания судьбы, это ворожение распространились в средневековье, когда вместо маргаритки часто обращались даже к узелкам на стебле случайно сорванной травинки, количество которых тоже должно было определить судьбу того, кто гадает.

Вообще маргаритка имела еще и другое значение, особенно для рыцарей и их любимых. Рыцарь, девушка которого высказывала согласие отдать ему свое сердце, получал право изобразить на своем щите маргаритку. Если же девушка не могла ему сказать да или нет, а лишь словно склонна, была ответить согласием на его любовь, то дарила ему венок из маргариток, который средневековым языком означал: «Я еще подумаю».

И такой скромный, даже смешной, как на наш взгляд, венчик исполнял большой надеждой сердце рыцаря, побуждал обнаруживать чудеса храбрости даже жертвовать жизнями.

Поэтическая, мечтательная любовь, обожествление дамы сердца достигли своего апогея в эпоху трубадуров. В это время впервые и возникает во Франции игра в откровенную маргаритку — гадание за ее лепестками.

Просматривая хроники того времени, раз в раз встречаешь сказ о таком ворожении. Но, кроме всего, даже изображение, символ маргаритки в связи с созвучием названия этого цветка с именами многих достойных и прекрасных дам того времени, — считались признаком совершенства или же уважения.

Так, рассказывают, что за торжественным ободом в честь брака Карла Смелого с английской принцессой Маргаритой в зале появилось чудо механики того времени — автомат в виде единорога. На спине этого сказочного животного сидел леопард, который в одной лапе держал щит с государственным гербом Англии, а во второй — маргаритку. Объехав вокруг стола, единорог остановился перед молодыми, рыцарь взял из лапы леопарда маргаритку и передал ее герцогу, сопровождая это действо остроумным каламбуром, который касался цветка и принцессы Маргариты.

Подобное же рыцарское внимание было высказано Маргарите, дочурке Франциска І, когда, выйдя замуж за Эммануила-Филиберта Савойского, она прибыла на родину своего мужа, в Савойю. Едва лишь она ступила ногой на Савойскую землю, ей здесь же подняли от лица мужа золотую, украшенную ценными камешками свадебную корзину, полную чудесных белых маргариток, перевязанную розовой лентой с надписью:

Каждый цветок имеет свою обворожительность, и, когда бы мне дано было выбирать, среди тысячи других выбрал бы маргаритку.

Людовик Благочестивый тоже соединил этот цветок с именем своей жены Маргариты.

Он велел изготовить распятие, которое поместил в виде герба на своем перстне в венчике из маргариток и лилий. Таким образом, этот перстень всегда напоминал ему о Спасителе, Франции и его милой жене. С того времени это имя стало любимым среди принцесс. Его имели герцогиня Анжуйская, мать Генриха II, сестра Франциска І и прочие.

Это имя носит мать итальянского короля, чрезвычайно популярная среди народа за свое сердечное отношение к беднякам и их детям, вследствие чего в связи с ее именем и любовью к бедным Мантегацца даже написал вот какую сказку о происхождении маргаритки.

«Большое солнце, — рассказывает он, — ничего так не любит, как цветы, никого так не голубит и ни о ком так не беспокоится.

И потому все растения на протяжении столетий хотя о чем-нибудь и просили его. Одни хотели быть большими, другие — душистыми, третьи желали иметь лучшие краски и так далее.

Лишь одно скромное растение, белые цветочки которые густо блестели на лугах, будто звездочки, никогда ни о чем не просили.

Однажды солнце пришло в изумление этим и, остановившись перед растением, спросило:  удовлетворено ли  своей судьбой, не желает ли чего ?

—        Спасибо,— ответило растение,— я чувствую целиком счастливой в таком виде, как меня сотворил Господь.

 —       Это прекрасно с твоей стороны, — сказало солнце,— но подумай, может, у тебя возникнет какое-то желание, а мне очень хотелось бы его выполнить.

—        В таком случае, разреши мне цвести в любое время года. Я рада, когда меня срывают дети и играются со мной: я так люблю детей.

—        Пусть будет по-твоему,— ответило солнце,— и, поскольку ты среди всех цветов скромнейшая и похожа на жемчужину, то называйся отныне маргариткой.

Сказав это, солнце одним из своих лучей коснулось сердцевины цветка и оставило посредине желтый кружочек, словно свою печать, а лепестки ее разошлись в разные стороны, словно солнечное сияние».

Если гордые орхидеи,- подытоживает Мантегацца,- украшают собой царские вазы, если удивительные розы устилают своими лепестками персидские ковры, то скромная маргаритка получает больше сердечного внимания, чем кто-нибудь, поскольку живет среди народа и его детей, где радости меньше, тем не менее они более сильные, где чувство нежности еще не стало посмешищем…

Таким же символом чуткости мы видим маргаритку и на памятнике преждевременно погибшей австрийской императрицы Елизаветы.

Памятник этот взыскивает удивительное впечатление.  На мраморной глыбе, словно обвитой тучей, высится статуя умершей, над ней звезды, внизу на постаменте — корабль, который потерпел катастрофу, будто символ ее преждевременной кончины, а на цоколе — букет маргариток, признак  ее доброты и чуткости.

Этот общественный сбор средств впервые был устроен в Швеции в 1908 году, и цветком, который вручали каждому, кто вносил пожертвование, была маргаритка (у нас ее почему-то называют белой ромашкой) как предсказательница весны и обновление жизни.

С того времени там ежегодно первого мая устраивают продажу этих цветов. С первого же года за один день было выручено восемьдесят тысяч карбованцев.

Пример Швеции подражала Финляндия, со временем некоторые другие государства и, в конце концов, в 1910 году — Россия.

У нас продажа происходила в апреле, и надо было видеть, с какой энергией, любовью и увлечением наша молодежь спешила на помощь в этом святом деле.

Пресса со своей стороны тоже поддержала мероприятие и, в самом деле, как тогда писали, «мы забросали смерть цветами». Лишь в Москве того дня было собрано свыше 150000 карбованцев.

Дай, Бог, чтобы начинание этой борьбы с нашим жестоким врагом с помощью скромного цветочка с успехом продолжительной в дальнейшем, и чтобы построенные на собранные таким образом средства санатории в самом деле оправдали положенные на них надежды.

Прежде всего вспомним, что в Германии в 1739 году нашему волшебному невиновному цветку угрожала страшная опасность. Ей вместе с собачьей ромашкой предъявили обвинение в ядовитости, и суровые предписания начальства приказывали уничтожать ее всюду, бы где попадалась она  на глаза. Но или из-за того, что на так ревностно взялись за ее уничтожение, или, может, растение оказалось удивительно живучим, грозное распоряжение не было выполнено. Волшебный цветочек и дальше растет повсюду, так же, как и когда-то, застилает своими многочисленными белыми звездочками поля и клумбы наших садов.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Природа и цветы как символы в русской литературе . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015