11 Окт »

Нубийская эпопея

Автор: Основной язык сайта | В категории: Тенденции мирового развития
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

С каменного века, с самого начала существования человечества долина Нила была одним из главных путей сообщения. Многие археологи полагали — и, похоже, не ошиблись, — что Африка была одной из прародин человека и что именно через долину Нила наши предки установили связь со средиземноморским и ближневосточным миром.

Позднее эта долина превратилась в один из крупнейших центров развития земледелия и скотоводства. Сменяли друг друга фараоны, потом здесь было Нубийское царство, а затем начались крупные религиозные движения: за христианством пришел ислам. Каждый из этих исторических этапов оставил в Нубии следы на берегах великой реки, и такие уникальные находки надо было сберечь от вод огромного водохранилища.

После того как в Каире создали действенный Центр документации, настоящий штаб работ, должны были

[smszamok]

начаться археологические раскопки, результаты которых, как мы увидим, не обманули ожиданий. Но еще раньше следовало закончить одну болезненную операцию. Нубия протянулась более чем на 500 километров вдоль Нила, между Асуанской плотиной в Египте и 3-м порогом в Судане.

Это область с чрезвычайно сухим знойным климатом, добраться до нее можно только по реке. Нубия никогда не знала городской цивилизации: население, занимавшееся сельским хозяйством, жило в деревнях. Переселить этих земледельцев с мест, где отцы их отцов жили с давних времен, отмечал египетский писатель Абдель Монейм Эль-Сави, который в качестве заместителя министра культуры ОАР занимался международной кампанией по спасению памятников Нубии, было самой тяжелой частью кампании по спасению нубийских памятников. Переселение началось в 1960 году и завершилось два года спустя. Когда в октябре 1961 года я приехал в Нубию, добравшись до Абу-Симбела и границы с Суданом, уже вовсю шло наступление на пустыню.

Новыми обитателями этих мест были уже не бедные феллахи, скребшие деревянным плугом самый верхний слой земли ради нескольких колосков пшеницы, а рабочие, которые глубоко вскапывали песчаную почву и извлекали из нее предметы безмерной ценности, свидетельства жизни эпох, только начинавших раскрывать свои тайны. И бок о бок с рабочими трудились археологи, историки, инженеры, художники, специалисты, собравшиеся со всех концов мира.

Летом, когда после открытия шлюзов уровень Нила понижался, археологические экспедиции рассеивались по всей Нубии в поисках памятников и других исторических находок. Расположившись на пришвартованных судах или в больших белых палатках, они работали с рассвета до полудня; лихорадочное копание возобновлялось к вечеру и продолжалось допоздна. В лагерях можно было услышать самые разные языки: английский, французский, итальянский, испанский, польский, чешский, русский, немецкий и арабский. Всех  роднило  то, что  позднее назвали  «духом  Нубии»; он  стирал

между людьми все различия и сразу устанавливал атмосферу сотрудничества и дружбы. Археологические экспедиции и группы, занимавшиеся передвижкой храмов, работали одновременно, ежедневно вписывая новую страницу в одну из самых волнующих глав нубийской эпопеи.

Чудеса в песках. Сегодня вся древняя Нубия затоплена, но археологические раскопки, результаты которых до сих пор изучаются историками, антропологами и палеонтологами всего мира, вырвали у нее большую часть тайн, что дало возможность восстановить целые доисторические и исторические эпохи. В 1963 году скандинавская экспедиция обнаружила напластования, давшие ценные сведения о Нубии и ее обитателях в эпоху палеолита и неолита, а также около двух тысяч захоронений, которые охватывают 45 столетий истории вплоть до начала нашей эры.

Американская экспедиция, направленная Музеем Нью-Мексико, тоже занялась главным образом раскопками доисторических поселений. Благодаря тщательному геологическому обследованию ей удалось также установить, что Нил — сравнительно молодая река, возраст которой насчитывает не более 50 тысяч лет. До того как она потекла по нынешнему руслу, Нубийскую равнину пересекало множество водных потоков, и на их берегах жили люди, изготовлявшие орудия из камня, изобилие которых позволяет предположить, что доисторический человек чувствовал себя привольно в этой части Африки, где климат тогда был гораздо благодатнее нынешнего. Американцы нашли древнее поселение людей во внутреннем районе пустыни, где сегодня не сумел бы выжить ни один человек. Тогда же на землях, где протекал Нил, водились такие животные, как слоны, жирафы, бегемоты, обитающие, как известно, во влажных областях. Они изображены на многочисленных валунах черного гранита, найденных в различных местах. В то время количество осадков было так велико, что интенсивность потока великой реки, видимо, была втрое больше нынешнего. Затем, к 3000 году до н. э., дожди стали реже, почва начала высыхать и Нубия приобрела вид, сохраняющийся и поныне: огромная пустыня из песка и скал с редкими островками обрабатываемой земли и пальмовых рощиц.

Наиболее значительные находки относились к доисторическому времени. Археологическая экспедиция из Нью-Мексико раскопала «дома» эпохи палеолита, а археологи из Колорадо — кладбище той же эпохи, на территории которого были найдены скелеты ископаемых гоминидов. Но самыми сенсационными оказались раскопки в Бухене. Никому не могло бы даже прийти в голову, что близ второго Нильского порога, где проходит граница между Нижней и Верхней Нубией, в 3-м тысячелетии до н. э. процветал поселок металлургов.

Песок преподнес египтологам немало сюрпризов. Из древних документов было известно, что где-то в районе Дакке находится храм Гора — одного из важнейших богов в Египте XV века до н. э. Но там, в Дакке, где предполагалось его местоположение, оказалось святилище, сооруженное царями птолемеевско-римской эпохи в честь другого бога — Тота. Неописуемые чувства обуяли археологов Миланского университета, когда они, разбирая часть этого святилища, заметили, что из-под земли появляются остатки потерянного храма, на которых еще сохранились следы краски. Здесь почитали Гора, бога-сокола, защитника дороги, ведшей к золотым приискам. Никто не ожидал, что суровая нубийская земля вернет храм людям в канун его окончательного исчезновения.

Немного южнее, в Миргисе, в суданской Нубии, французская экспедиция натолкнулась на поразительнейшую находку. Археологи во главе с профессором Жаном Веркутте освободили из-под песка остатки египетской крепости времен Среднего царства (около 2000 г. до н. э.). На строительство этого гигантского сооружения потребовались миллионы и миллионы сырцовых кирпичей, которые укрепляли деревянными балками. Крепость находилась на вершине скалы, возвышающейся над рекой; от ее подножия до берега тянулась узкая полоса песка. Французы нашли под песком хорошо сохранившийся комплекс бастионов и башен с совершенно целыми лестницами и частями перекрытий.

В ходе раскопок был обнаружен город времен Среднего царства, спланированный с буквально военной точностью; дома были обнесены странно изогнутыми стенами. Археологи сразу же задались вопросом: почему в этих местах был построен такой укрепленный город? Возможно, ответ дает маленькая стела, найденная в святилище Хатора, которая стояла на вершине холма и на которой было написано слово «Икен». Икен был торговым центром Древнего Египта в Нубии. Здесь разгружались караваны и корабли, везшие нубийское золото и плоды южных земель, которые затем отправлялись на север, в Египет. Как записано на стеле Сенусерта III, найденной в Семне, фараон приказал гарнизону крепости этого города не допускать нубийцев на север, за исключением тех, которые придут в Икен с торговыми целями. Местонахождение Икена давно уже является предметом оживленных споров. Не стоял ли древний Икен близ Миргисы? Если это так, то становится понятным размах оборонительных сооружений, найденных французской экспедицией.

Для перечисления всех открытий, сделанных археологами в Нубии, не хватило бы целой главы. Достаточно напомнить, что в кампании раскопок принимали участие около 30 экспедиций, направленных по большей части европейскими и американскими правительственными учреждениями, фондами и университетами, и что поиски велись более чем в 40 местах. Разумеется, никто не ожидал необычайных находок. Наиболее важные из них уже были извлечены на свет в ходе работ, проведенных в 1907—1912 и 1929—1934 годах. И все же усилия и упорство археологов новой волны тоже были вознаграждены. В Анибе, например, в некрополях, восходящих к разным эпохам, археологи Каирского университета во главе с профессором Абделем Монеимом Абу-Бакром нашли множество мумий. Их исследования позволили сделать интересные заключения по поводу различных методов погребения и установить, что в нубийских деревнях свирепствовали ужасные эпидемии. Разочарование принесло открытие гробницы Хеканефера, принца Миама, найденной в Восточном Тошке в очень плохой сохранности. Однако все же она помогла лучше познакомиться с этим великим современником Тутанхамона, ведь имя Хеканефера упоминалось ранее только в одной наскальной надписи и в усыпальнице Хеви в Фивах.

В Акаше, в Судане, были обнаружены фрагменты длинной надписи, которые, по мнению специалистов, возможно, представляют собой копию знаменитого волеизъявления Пта, вырезанного на стене между двумя осирическими пилястрами в зале Большого храма Абу-Симбела.

Исключительной можно считать находку крупнейшего комплекса христианских построек в Фарас (суданская Нубия). В древнем соборе этого комплекса профессор Казимеж Ми-халовский, директор Польского центра в Каире, обнаружил 169 настенных росписей. Некоторые из них, например «Рождество», достигают семи метров в длину и четырех метров в высоту. Написанные на мокрой или сухой штукатурке, эти фрески изображают сцены из Старого и Нового завета, рождество, тайную вечерю, распятие Христа, деву Марию, архангела Михаила и апостолов. В соборе обнаружено также 27 портретов епископов, которые сменяли друг друга в Фарасе; имена их выгравированы в одной нише. Обследование скелетов этих прелатов (в большинстве африканцев), найденных на кладбище при базилике, позволило профессору Рогальскому, антропологу из Варшавского университета, установить, что портреты полностью соответствуют исследованным черепам.

Сегодня все фрески Фараса находятся в безопасности. Приложив много труда и терпения, их одну за другой отделили от стен и вывезли. В работе с фресками особую сложность вызывала хрупкость слоя гипса, на котором они были написаны. Профессор Михаловский привлек всех имевшихся в Польше специалистов. Операция была проведена в рекордно короткие сроки. После того как фреску аккуратно очищали, ее поверхность покрывали предохраняющим веществом, сверху клали сначала лист шелковой бумаги, а затем марлю, пропитанную горячим пчелиным воском. Когда этот слой просыхал, гипс отделялся от стены. Все это легко описывать, но очень тяжело делать. В Фарасе трудности усугубляла невыносимая жара. К физическому напряжению добавлялась неописуемая психическая нагрузка, потому что все планы постоянно ломались вследствие новых неожиданных открытий. Ведь, как правило, под портретом епископа проступало лицо архангела или наоборот, а библейские сюжеты громоздились друг на друга, и, таким образом, каждая находка вела к новому открытию.

В начале мая 1964 года 57 ящиков с фресками Фараса были отправлены на судне в суданский город Вади-Хальфу, который к тому времени уже был частично эвакуирован. Оттуда 25 ящиков были доставлены в Хартум, столицу Судана, а остальные, подаренные суданским правительством Польше, — в Порт-Судан, откуда польский торговый корабль увез их по назначению.

Археологи и прежде считали Фарас многообещающим местом, но результаты раскопок там превзошли все ожидания. Здесь была фараонская крепость, располагались храм времен Нового царства и мероитские сооружения, а потом столица царства Напата, занимавшего север Нубии. Затем Фарас сделался христианским культурным центром Нубии, административным центром которой являлся Каср-Ибрим. Подобно Миргисе, эта цитадель тоже была построена на скале, высившейся над Нилом. В 1961 году английская «Иджипт эксплорейшн сосайети» обнаружила здесь зону, чрезвычайно богатую археологическими сокровищами, датируемыми от XVIII династии (1570 г. до н. э.) до 1812 года н. э., когда крепость была разрушена мамлюками. В 1964 году египтолог Пламли из Кембриджского университета нашел под фундаментом большой христианской церкви нетронутое захоронение одного епископа XIV века, в одежде которого были спрятаны два рукописных свитка по пяти метров каждый. Первый, коптский, был отчетом о возведении в сан епископа Фараса и Ибрима архимандрита каирского Тимофея Нубийца. Второй свиток представлял собой тот же текст на арабском языке. На свитках стоит дата: 1372 год. Находка рукописей имеет большое историческое значение. Прежде считалось, что мусульманское нашествие, происходившее в XII веке, означало исчезновение христианства в Нубии. Открытие же крипты доказало, что оно сохранялось еще по крайней мере два столетия.

В мае 1964 года строители окончательно перекрыли течение Нила выше Высотной Асуанской плотины, и уровень воды начал постепенно повышаться, знаменуя конец Нубии как твердой земли. К счастью, раскопки, проведенные международными археологическими экспедициями, позволили спасти внушительное количество исторических и художественных ценностей.

Абу-Симбел. Одновременно с археологическими раскопками шла работа по вывозу наиболее значительных памятников. Было разобрано и вывезено для восстановления в более безопасных местах 22 здания разного рода, в том числе из Куммы и Семны (суданская Нубия); из Калабши, Бейт-эль-Уали, Вади-эс-Себуа, Анибе, Кертаси и Амады (египетская Нубия). Работа почти всегда велась в очень тяжелых климатических условиях и порой требовала применения самой передовой техники. Подлинным чудом явилось перемещение храма из Амады. Все здание, установленное на платформу, волокли 2600 метров до его нового местоположения. Такой метод пришлось избрать потому, что из-за хрупкости сохранившихся в целости скульптур и  росписей разбирать храм было нельзя. Устойчивость здания на всем пути следования обеспечивалась системой домкратов.

Но свою самую крупную битву международная солидарность выиграла в Абу-Симбеле, расположенном в 50 километрах к северу от второго порога. Это колоссальное предприятие, начатое 1 апреля 1964 года с сооружения временной дамбы, призванной защитить место работ от постепенного наступления воды, было завершено в конце 1967 года.

На широком основании, по краю которого идет балюстрада из чередующихся статуй Осириса и Гора — священного Сокола, высятся четыре колосса, напоминающие сидящего на троне Рамсеса II. Хотя их высота достигает 20 метров, точно выдержаны все пропорции. Положив руки на колени, устремив взор на восток, фараон со спокойным и задумчивым видом восседает на страже своего храма. По обе стороны от каждой статуи стоят женские фигуры: восемь изваяний, изображающих царицу и некоторых царевен. Они едва достигают высоты колен восседающих колоссов, у ног каждого из которых — статуи сына или дочери фараона.

Внутренние помещения начинаются просторным залом с пилястрами, на которые опираются десятиметровые статуи фараона, затем идет гипостильный зал, украшенный барельефами, и святилище, самая тайная часть храма, куда в летнее солнцестояние проникает первый луч солнца, встающего из-за гор по ту сторону Нила. Проникнув на десятки метров внутрь храма, этот луч касается изображения бога. Это явление, производящее необычайное впечатление, отдано вечности талантом архитекторов, которые в этом чудесном приеме сфокусировали могучую поэзию своего изобразительного искусства. Еще восемь помещений, находящихся ниже центральных, размещены справа и слева от них. По всей вероятности, они служили погребами или складами для сокровищ.

Малый храм посвящен Нефертари, жене Рамсеса II. На фасаде высотой 12 метров и шириной 27 метров высечены шесть десятиметровых статуй царицы в одеянии богини. По обе стороны от каждой — по две статуи фараона, а у ног царственной четы — их дети. Просторный и низкий портик поддерживают шесть колонн, и он украшен изображениями фараонов, представших перед богами. Три двери ведут в зал, а оттуда — в святилище.

«Храмы Абу-Симбела, — писали эксперты ЮНЕСКО в техническом докладе 1960 года, — это замечательные сооружения6. Помимо всех прочих соображений по поводу памятников как таковых у нас вызвали восхищение глубокие познания, которыми обладали древние египтяне… В них главенствует пластическое чувство целого. Храмы выделяются на окружающем их фоне, архитектура сливается со скульптурой, и скульптура приобретает в ансамбле доминирующее значение».

Итальянский проект. Пьеро Гаццола рассказывает: «Как реставратор произведений искусства и эксперт Объединенных Наций, я не мог считать приемлемым вариант дамбы… Поэтому я продолжал обдумывать свой проект подъема. В ноябре 1959 года мне посчастливилось встретиться с инженером Паоло Лодиджани, имя которого связано также со строительством плотины Кариба; я спросил, не хочет ли он присоединиться ко мне для разработки проекта. Лодиджани с энтузиазмом согласился, и мы вместе окунулись в тяжелую работу. Потом к нам примкнули «Италконсульт» и «Импрезит». Сообща мы усовершенствовали технический проект. Большую помощь оказали нам при этом консультации почетного председателя Национального совета исследователей, профессора Густаво Колоннетти и доцента сооружений мостов при Флорентийском университете Риккардо Моранди. Предложенное мной оригинальное решение исходит из условия, что будет обеспечена безопасность операции и по окончании работ устранены все последствия посягательства человека на храмы. Уверенность в том, что никоим образом не пострадают эстетические и фоновые ценности и что совершенно не ослабнет магнетизм священной таинственности… явилась основной причиной того, что проект… был одобрен в январе 1961 года международной комиссией…»

[/smszamok]

«V В итальянском проекте предусматривался целый ряд операций, кульминацией которых должен был стать подъем по отдельности обоих храмов. Что касается Большого храма, то речь шла о том, чтобы с беспрецедентной точностью и аккуратностью поднять кусок скалы весом 250 тысяч тонн. Конечно, предварительно нужно было провести некоторые подготовительные работы: защитить участок вокруг храмов насыпью высотой 134 метра и проделать на высоте 105 метров две канавы по длине каждого из храмов и глубиной 15 метров, чтобы оттуда начать прокладку галерей, необходимых для подъема двух колоссов. Кроме того, следовало принять все меры предосторожности, чтобы не повредить надписи и росписи.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Нубийская эпопея . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015