5 Мар »

Народность, как элемент стилизации в поэтике Пушкина

Автор: flashsoft1 | В категории: Хрестоматия и критика
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Поэтому путь, по которому пошел Пушкин Е тридцатые годы, был единственно верным путем, так как он отвечал коренным задачам общественно-исторического развития России. Народность, понимаемая не в качестве элементарной стилизации под так называемый «народный язык» и не как новое воспроизведение старых мотивов народных сказок, былин и песен, но как подлинное и глубокое проникновение в народную душу, показ этой народной души не извне, а как бы изнутри ее, народность в таком именно ее понимании начинает все глубже и органичнее проникать  в  пушкинскую  лирику.

Начало этого процесса восходит к годам Михайловской ссылки поэта и к тому миру образов народной жизни и народного творчества, который окружал Пушкина в то время. Стихия народного творчества повседневно давала о себе знать то в песнях и сказаниях слепцов и странников у ворот Святогорского монастыря, то в старинном обряде крестьянской свадьбы, то В сказках няни. Позднее Пушкин вспоминал о них:

  • Мастерица ведь была
  • И откуда что брала.
  • А куды разумны шутки,
  • Приговорки, прибаутки,
  • Небылицы, былины,
  • Православной старины!..
  • Слушать, так душе отрадно,
  • И не пил бы и не ел,
  • Все бы слушал да сидел.
  • Кто придумал их так ладно?

Сказки и песни, записанные Пушкиным в Михайловском, не только воспринимались им в их эстетической значимости, но и раскрывали основные черты русского народного характера и русской национальной истории. Замечательным   примером   проникновения   Пушкина в самый дух  народной жизни, в самую сущность   русского национального характера может служить знаменитая  пушкинская  «Сказка о  мертвой  царевне  и   о  семи богатырях»,   написанная   поэтом   в   1833   году.   Выдающийся знаток русского языка и русской простонародной речи академик А.  С. Орлов так  писал о степени  проникновения Пушкина в этой сказке в самую глубинную сущность народного быта: «Пушкин заметил, что поэтический   язык   фольклора   точно   соответствует   бытовой ситуации, реальным чертам жизни и характерным представлениям простонародья.. .  Для  показания  характерности народных представлений и соответствия  им лексической семантики  в пушкинском фольклоре приведем эпизод   из   «Сказки   о   мертвой    царевне».    Брошенная в лесной глуши царевна набрела на терем: Ей навстречу лес, залая, Прибежал та смолк, играя (потому  что  девушке из   хорошего  дома  угрожать  ему было незачем).

  • В ворота вошла она.
  • На подворье тишина.
  • Пес бежит за ней ласкаясь,
  • А царевна, подбироясь,
  • Поднялася на крыльцо
  • И взялася за кольцо (подбирала платье на лесенке — от собаки, да и по девичьему положению; к двери только прикоснулась).
  • Дверь тихонько отворилась,
  • И царевна очутилась
  • В светлой горнице; кругом
  • Печь с лежанкой изразцовой.
  • Видит девица, что тут
  • Люди  добрые живут
  • (обиход  зажиточного  крестьянского подворья).
  • Дом царевна обошла, Все порядком убрала,
  • (как хозяйственной девушке полагалось, а именно)
  • Засветила богу свечку,
  • Затопила жарко печку,
  • На палати взобралась
  • И тихонько улеглась.

Вернувшиеся хозяева-богатыри удивились порядку в их доме и вызвали неизвестного виновника его показаться обычным в сказках присловьем. Воздействие  народного творчества сыграло в художественном   развитии   Пушкина   совершенно   исключительную   роль.   Оно   помогло   ему   несравненно   глубже, чем это  имело  место у  любого  из   его   современников, поставить и разрешить проблему народности. «Есть образ    мыслей   и   чувствований,— писал    Пушкин,— есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно  какому-нибудь  народу».  Все  это  придает «каждому народу особенную физиономию, которая  более или менее отражается в зеркале поэзии»  (XI, 40). Особенности русского народного склада и характера с этого времени начинают отражаться с особенной силой и красотой «в зеркале поэзии» самого Пушкина.

Пример тому — «Зимний вечер» (1825). Начало стихотворения настолько зрительно -ощутимо воспроизводит бедную обстановку лачужки, где коротает вечер опальный поэт («То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит»), что обращение к старой няне — «моя старушка» — звучит исключительно тепло, как обращение к родному человеку, лишенное какого бы то ни было привкуса барственности и настолько задушевна, так. много в ней искреннего желания развеять свою печаль звуками давно любимых и близких сердцу песен, что она звучит как просьба к родному человеку помочь в  сердечной  тоске,   разделить печаль.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Народность, как элемент стилизации в поэтике Пушкина . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015