27 Окт »

Из истории экономических учений

Автор: Основной язык сайта | В категории: Индустриальное развитие
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Исключения в действии закона спроса: Все товары, которые мы потребляем, можно разделить на три группы: товары низкого качества, нормальные и высокого качества. Случаются ситуации, когда при росте цен,  спрос на один из видов товара тоже увеличивается или наоборот. Т.е. поднимается закон спроса.

1. Товары Гиффена. Это касается малоценных или низкокачественных товаров (маргарин, низкокачественные папиросы, крупы и т.п.). Если такой товар имеет весомое место в структуре потребления, то рост цен приводит к росту величины спроса на него. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который имеет значительное место в структуре потребления благодаря его доступности (на него приходится большая частица бюджета всех потребительских затрат), называется товаром Гиффена, за именем английского экономиста Френсиса Гиффена (1837-1910). Считают, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные семьи рабочих увеличивают потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснения сводится к тому, что картофель представляет большую частицу затрат на пищу в бедных семьях. Другие продукты такие семьи могут разрешить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от купли мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон.

2. «Эффект Веблена» или «снобистский эффект» (за именем американского ученого Торстейна Веблена). Исключение представляют также дорогие товары. Повышение цен на товары, которые являются средством вложения денег (золото, ценности, антиквариат) приводит к повышению величины спроса на них. На престижные ценные товары (меховые изделия, одежда от известных кутюрье, очень дорогие машины и т.п.) спрос может упасть, если цены на них уменьшатся, поскольку богатый покупатель покупает эти товары через престижные соображения, чтобы продемонстрировать окружающим свой уровень дохода, собственную элитность.

3. Ажиотажный спрос. Покупатели не склонны сокращать покупки за увеличение цены, если ожидают в ближайшее время нового роста цен, т.е. в случае ажиотажного спроса.

13.2. Неценовые факторы спроса

Ты уже знаешь об «направлении движения покупателя» вдоль кривой пока он изменяет величину своих покупок под влиянием изменения. Как же «переместить» покупателя на новый уровень потребления старых ценах? Под влиянием каких факторов изменится все,  (т.е. спрос) и кривая спроса переместится?

Ты также знаешь, что потребителя всегда сдерживает величина, например, твои родители начали зарабатывать больше. Вы увеличите объем покупок многих товаров (мяса, молочных продуктов). Некоторые товары будете покупать впервые. Скажем, решите купить ананас, манго, присоединившись к тем потребителям, которые позволяли себе такие покупки и раньше. Как в этом случае отреагирует кривая спроса?   Если за каждой ценой, количество покупок увеличься (СХо), кривая переместится по правую сторону (график 13.2). Например, ты прочитал в газете о вредных добавках, которые влияют на эмаль зубов, выявленные в зубной пасте, которой ты пользуешься. Как ты будешь реагировать? Ведь тебе известно, что пасту одной фірмы можно заменить многими другими разновидностями зубной пасты, т.е. этого товара много субститутов, и ты откажешься от использования вредной пасты. Таким образом поведет себя много покупателей, которые узнают об этой информации. Спрос на эту зубную пасту уменьшится, но за той самой ценой уменьшится количество покупок («С – кол — во спроса передвинется по левую сторону графика.

Аналогичных примеров можно привести немало. Попробуем их сгруппировать.

Отличим основные неценовые факторы, которые влияют на смену спроса.

  • Изменения в денежных доходах населения.
  • Увеличение доходов (зарплата, пенсии, денежная помощь государства малообеспеченным слоям населения) ведет за собой увеличение спроса на нормальные товары (см. исключения), и наоборот — уменьшение дохода приводит к уменьшению спроса.
  • Изменения количества потребителей под влиянием:
  • а)         демографических факторов (смертность, рождаемость);
  • б)        миграционных факторов (эмиграция — выезд граждан из страны,
  • иммиграция — въезд в страну);
  • в)        изменения в структуре населения (увеличение частицы студенчества,
  • низменность населения на бедных и богатых);
  • г)         сезонные изменения количества потребителей (летом возрастает число тех,
  • кто покупает купальные костюмы).

Сочинение! Обязательно сохрани - » Из истории экономических учений . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015