10 Дек »

Фабула и сюжет романа «Младенчество Вячеслава Иванова

Автор: Основной язык сайта | В категории: Задания по русскому языку
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Как это выглядит на деле, видно из сопоставления фабулы с ее ассоциативно-лирическим ореолом. Фабула, как уже говорилось, совершенно элементарна. Описывается раннее детство мальчика с малозаметными забеганиями в более позднее время. Рассказывается о его родителях — отец и мать подаются в ярком сопоставлении, отдаленно напоминающем героев «Онегина», — о местах, где они жили, о болезни и смерти отца и о конце младенчества. Рассказ мог бы быть вполне тривиальным, если бы речь не шла о рождении поэта, а поэт, по Вяч. Иванову, это не только художник, но и жизнеустроитель, создатель мира, «демиург», участник исторического процесса, направляющий время. Поэт — это призвание, высокое восхождение, религиозная миссия, его жизнь изначально полна предчувствий и предзнаменований. В этом-то и заключается содержание «Младенчества»: метафизический смысл просвечивает сквозь собственно «романный». Дву-составность задается вступлением, идущим впрямую от имени «зрелого» автора:

  • Вот жизни длинная минея,
  • Воспоминаний палимпсест,
  • Ее единая идея —
  • Аминь всех жизней — в розах крест.
  • Стройна ли песнь и самобытна
  • Или ничем не любопытна —
  • В том спросит некогда ответ
  • С перелагателя Поэт.
  • Размер заветных строф приятен;
  • Герою были верен слог.
  • Не так поэму слышит бог,
  • Но ритм его нам не понятен.
  • Солгать и в малом не хочу:
  • Мудрей иное умолчу .

Читатель сразу вводится в средоточие идеи: перед ним прочтение жизни, которое является частичным переложением («мудрей иное умолчу») истинной книги всего бытия, написанной его творцом. Поэт — пророк, передатчик голоса бытия. Уже здесь, в романе, исподволь пробивается лермонтовский мотив («Поэт»), впоследствии расширяющийся в лермонтовский фон, глубоко значимый наряду с пушкинским. Столь же объемна и разнопланова первая строфа, где говорится об отце и о рождении героя:

  • Отец мой был из нелюдимых,
  • Из одиноких — и невер.
  • Стеля по мху болот родимых
  • Стальные цепи, землемер
  • (Ту груду звучную, чьи звенья
  • Досель из сумерек забвенья
  • Мерцают мне, чей странный вид
  • Все память смутную дивит),
  • Схватил он семя злой чахотки,
  • Что в гроб его потом свела.
  • Мать разрешения ждала,
  • И вышла из туманной лодки
  • На брег земного бытия

Цепи землемера — это еще и земные цепи, скованность в чужом, неблагоприятном пространстве, на брег которого высаживается и изгнанница-душа. Снова перед нами лермонтовский мотив («Ангел»), за которым встает философия Платона и многое другое. Не менее значима и лодка: метонимически вводимая мифологема воды, которая в дальнейшем будет выступать как первоначало. Мать героя — совершенная противоположность одинокому, неверующему отцу. Она едва ли не главная героиня романа, так как ее жизнь описана подробнее всего, и особенно важна ее роль в воспитании сына. Именно ее предчувствия и предвидения определяют его путь. Мать — романтическая натура, достаточно образованная: была чтицей в немецкой семье. Но главное в ней — живая народная вера, сочетающаяся с русской сметливостью:

  • С наивным опытом видений,
  • С бесплотным зрением теней
  • По-русски сочетался в ней
  • Дух недоверчивой догадки,
  • Свободный, зоркий, трезвый ум.
  • Но в тишине сердечных дум
  • Те образы ей были сладки…

Это настоящая русская дева, кровь с молоком, косы до пят, дивный голос — тип Татьяны Лариной. После смерти немцев долго живет одна с Татьянушкой, будущей няней героя. Она уже собиралась в монастырь, уже ей было немало лет (реально сорок!), когда к ней посватался вдовец около пятидесяти лет с двумя сыновьями. Вскоре она родила сына, чему предшествовало знамение:

  • …по псалтыри,
  • В полночный, безответный час,
  • Беременная, со слезами,
  • Она, молясь пред образами,
  • Вдруг слышит: где же?.. точно, в ней –
  • Младенец вскрикнул!.. и сильней
  • Опять раздался заглушённый,
  • Но внятный крик…
  • (С. 346)

 

Она истолковала этот знак как предвестие высокой участи своего сына:

  • Но в этом мире было ей
  • Поэта званье всех милей.

Нельзя не отметить, что крик ребенка в чреве означает вместе с особой участью грядущие испытания и страдания, боязнь и нежелание воплощения (ср. мотив изгнанницы-души). Все это хорошо видно, например, при рождении Дейрдре, трагической героини одной из ирландских саг.

Детство проходит в старинных тихих переулках Москвы, но дом стоит у зоологического сада, и за забором воют волки, или вдруг просовывается морда носорога. Это вовсе не страшно, но позже воспринимается как желанная жизнь вплотную к пространству Эдема:

  • Как эхо флейт в притворе гулком
  • Земной тюрьмы, — не умирай,
  • Мой детский, первобытный рай!

Однако, живя в совершеннейшей сухопутности, ребенок все чаще ощущает зов неведомого ему пространства:

  • Почто я помню гладь морскую
  • В мерцаньи бледном — и тоскую
  • По ночи той и парусам
  • Всю жизнь мою? — хоть (знаю сам)
  • Та мгла в лицо мне не дышала,
  • Окна не открывал никто,
  • Шепча: «вот море»… И ничто
  • Сей грезы чуждой не внушало.
  • Лишь поздно очи обрели
  • Такую ночь и корабли.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Фабула и сюжет романа «Младенчество Вячеслава Иванова . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015