28 Июл »

Дискуссия о «чистом» и «обличительном» искусстве

Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

На первый взгляд поднесение Герцену брошюры, вышедшей четыре года назад, особого смысла не имело. Герцен, вероятно, знал о ней от многих своих друзей. И все же был ли особый смысл во вручении лондонскому изгнаннику в 1859 году «Эстетических отношений»? Подчеркнем гипотетичность некоторых наших рассуждений и тем не менее, не вдаваясь слишком глубоко в эстетические проблемы, отметим поражающую актуальность диссертации Чернышевского именно для тех вопросов, что явились непосредственной причиной лондонской встречи. Как известно, дискуссия о «чистом» и «обличительном» искусстве, протекавшая на страницах русских журналов в конце 1858 и начале 1859 годов, сразу приобрела острые идеологические формы. Эстетические категории легко переходили в политические. За «журнальными сшибками» угадывались существенные вопросы русской жизни. Диссертация Чернышевского была своего рода манифестом, программным документом, из которого как бы рекомендовалось исходить Герцену и Огареву при оценках литературной позиции «Современника».

Текст этой брошюры летом 1859 года был особенно злободневен. Доказательства тому — чрезвычайная близость, чуть ли не совпадение эстетических формулировок в статьях публицистов «Современника» и «Вольной печати» Герцена, Огарева и Чернышевского. В этом историко-культурном контексте становится понятней и значимость самого подарка Герцену. Столь важный документ о Чернышевском, обнаруженный в наши днн, заставляет задуматься еще об одной, далеко не освоенной культурной области: о книжных собраниях, библиотеке Герцена. Специальных работ о них не существует. Дарственные надписи и маргиналия в книгах, принадлежащих Герцену,почти  неизвестны.

Весьма знаменательно, что открытие «Эстетических отношений», хранившихся у Герцена, совпадает с находкой в маленьком швейцарском городке Аарау в начале 1967 года немалой части герценовских книг. Мирный жанр — авторская надпись — приобрел в 1850—1860-х годах особый смысл: ведь автор, делавший надпись, открыто объявлял себя находящимся в дружеской, солидарной связи с одним из главных противников власти, давно поставленным вне закона. В книге «Вокруг Александра Герцена», напечатанной недавно швейцарскими учеными, сообщается о нескольких дарственных надписях, обнаруженных на принадлежавших Герцену работах. Одна нз них, публикуемая в швейцарском издании, несомненно, имеет важное историко-литературное значение. На книге «Записки из мертвого дома» Достоевского имеется запись, сопровождаемая датой «19(7) июля 1862 года». (Между прочим, тот день, когда в России был арестован Чернышевский):

«Александру Ивановичу Герцену в знак глубочайшего уважения от автора». Розыск и изучение библиотеки Герцена и Огарева, вероятно, откроют немало нового о связях бывших владельцев книг с деятелями русской культуры я освободительной борьбы, возможно, добавят и новые факты к истории взаимоотношений Герцена и Чернышевского. Так, судя по внимательному чтению Герценом романа «Что делать?», было бы очень важно обнаружить тот экземпляр романа, который Герцен изучал и, может быть, снабжал пометами.

Подведем итоги. 6 июля (24 июня) 1859 года Чернышевский поднес Герцену книгу с надписью. Один этот факт еще не раскрывает всей сложности той исторической встречи, но отныне без него не обойтись. Семь слов, написанных рукою Чернышевского для Герцена, из документа «в себе» делаются теперь документом «для нас».

Сочинение! Обязательно сохрани - » Дискуссия о «чистом» и «обличительном» искусстве . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015