18 Сен »

Давайте поспорим, Базаров! (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (3голосов, средний: 2,33 out of 5)
Загрузка...

«…Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В настоящее время полезнее всего возражение — мы возражаем». Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить? Передо мною роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот роман был написан автором в 1860 году. Создавался он во времена подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействующими силами русского общества, — либералами и демократами. Роман и главный герой — демократ-разночинец Базаров, по определению самого автора, стал «выражением новейшей нашей современности». Роман выдающийся тем, что вызывает желание подумать, поспорить. Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа — Евгением Базаровым, с его биографией, характером, занятиями, со взглядами.

[smszamok]

Что же,  Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша [rkey]самостоятельность, упорство в достижении цели. Детство ваше прошло в бедной семье уездного врача. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо думать, что оно тоже было бедным, трудовым. Ваш отец говорит, что вы у него «сроду лишней копейки не взяли». Наверное, Евгений, вы сдерживали себя в университете собственной работой, перебиваясь копеечными уроками. И в тот же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.

Из этой школы труда и нужд вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к работе. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы сразу принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь разнообразными опытами и анализами. Курс медицинских наук, который вы прослушали, развил естественный ум, отучил воспринимать на веру какие бы ни было понятия. Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о перестройке общества, критика суеверия и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: «Аристократизм, … либерализм… сколько иностранных и лишних слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Мне импонирует ваша манера говорить. Речь, лишенная любых словесных украшений, много пословиц и поговорок: «Шила в мешку не утаишь», «Бабушка надвое сказала». Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не принуждая себя к фальши. Все это дает основания говорить о вашем настоящем — демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.

И в тот же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы возразите? Вы сами ответили на этот вопрос: «Все!» А что «все»? Конечно, неприятие самодержавия, крепостного права — это похвально. Неприятие всего того, что рождено «безобразным  обществом», — народная бедность, бесправие, темнота, невежество. Я с вами полностью согласна. Ведь такое неприятие носит, бесспорно, революционный характер и потому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, — «надо читать: революционером».

А дальше? Что же вы возразите дальше? Любовь? Любовь в идеальном понимании вы называете «бессмыслицей», «непрощенной глупостью». Как же вы ошибаетесь! Во все времена человек слышал песню своего сердца, вечную песню любви. Я могу привести вам в доказательство много высказываний великих людей разных времен о любви, которые, к сожалению, будут не в вашу пользу… «Кто не знал любви, тот все равно, что не жил» (Мольер). «Любовь — творец всего доброго, приподнятого, сильного, теплого и светлого» (Д. И. Писарев),

А ваше отношение к женщине? Какие пренебрежительные ваши выражения. И именно поэтому вы не хотели допустить свободных мыслей в женщинах.

Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: «Так знайте же, что я люблю вас неразумно, до исступления… Вот чего вы добились». Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Так, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаваться, так как боялись любви, которая так внезапно захлестнула вас. Конечно, вы, Евгений, человек деловой. И любовь, как вы, наверное, считали, будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас чуточку и понимаю.

Не согласна с вашим отношением к искусству: «Рафаэль гроша медного недостоен, а русские художники еще меньше». Как вы можете так думать! Произведениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И восхититься им, по-вашему, это значит «отойти от дел». Но вы не правы. «Искусство — это наибольшая радость, которую человек доставляет самому себе», — сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели этого понять. Вы, Евгений, материалист. Но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.

Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей моральные качества одинаковые, так как «у каждого из нас мозг, сердце, печень одинаково устроены». В этом ваша большая ошибка.

Природа… С одной стороны, вы, как человек, который увлекается естественными науками, любит и понимает их. А с другой… «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней рабочий». Что ж, будто бы правильно говорите. Человек может и должен подчинить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не увлекаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплом и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того. чтобы они дарили нам радость и хорошее расположение духа.

Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием расположения духа, вы сами гордитесь тем, что ваш «дед землю орал». Почему же в ваших взглядах так много противоречий? Да и автор, который создал вас, считает, что «время Базаровых еще не пришло». И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением.

С болью я читала строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своим мысленным взором, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью показывается в пренебрежительном отношении к себе и к тому бессмысленному случаю, который погубил вас. И хотя в конце романа вы уже наделены пасмурным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, к последней минуте вы остались верны себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши ошибочные взгляды и ошибки.

Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является кризис крепостного порядка и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт «отцов и детей». Идея романа, по определению самого автора, — показ «торжества демократизма над аристократией». Представителем демократического лагеря выступает главный герой романа Евгений Базаров. Базаров родился в семье бедного уездного врача, прошел «школу труда и нужд», из которой вышел «сильным и суровым» человеком. Эта школа пробудила у героя грубую материалистическую натуру, которая возражает всем жизненным принципам и приоритетам. Базаров приобщает себя к народу, так как его дед «землю орал», но он и пренебрегает своим народом, ненавидит его патриархальность. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемыми компонентами жизни людей. Поэтому, на мой взгляд, ни о какой связи с народом не может быть и речи. Все красивое, достойное восхищения, для Базарова лишь «ерунда». Он пренебрегает безмерной любовью своих родителей. Заявляет, что природа не храм, а мастерская, тем не менее живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают читателя в противоположном: природа — храм, а не мастерская, только жизнь в гармонии с окружающим миром может принести человеку счастье.

Его также не волнуют чужие чувства и переживания. Поцеловав Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые бы ему сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники. Евгению присущи такие черты характера, как болезненное самолюбие, непоколебимая уверенность в себе и своей правоте, готовность в согласии со своей идеей совершить насилие.

Проанализировав поступки, образ жизни и направление мыслей героя, нетрудно прийти к выводу, что он — бездушное существо, способное лишь плыть по избранному пути без любых отклонений. Таким Базаров предстает не только перед нами, но и перед самим собой. Он считает себя проповедником «нигилизма». Тем не менее это лишь маска. Но он не выдерживает испытаний судьбы: влюбляется в Одинцову, хотя до этого считал любовь «ерундой». Евгений отрицает все правила пристойности, но, между прочим, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича Кирсанова. Базаров думал, что школа «нужд и работы» стерла из его сердца человеческое отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка стерла его идеалы. Поэтому его можно назвать «нигилистом», который не состоялся. Эта несостоятельность и послужила причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову.

Я думаю, что смерть была для него единственным средством заглушить в себе боль разочарования. В последней сцене романа автор умышленно описывает ту вечную природу, на покой которой покушался Базаров, и которая дает «нигилисту» успокоение.

[/smszamok]

Появление человека на мир сопровождается радостью и любовью, уход из жизни — горем и скорбью, поэтому отрицание чувств без толку. Как бы мы не оказывали сопротивление моральным категориям, они все равно берут верх. Поэтому, зачем лишать себя счастья, альтернативой которому рано или поздно будет горькое разочарование? В связи с этим я могу обвинить Базарова в непринятии не только культуры, обычаев и традиций народа, но и самого народа как такого.

Базаров говорит, что «русский человек желает сам себя обокрасть, чтобы только напиться дурмана в кабаке». Утверждает, что не нужно русскому человеку никакое искусство в то время, когда ему необходимо думать о хлебе насущном.
[/rkey]
Итак, мы видим, что в то время, которое показано в романе, такие люди, как Базаров, были более необходимыми, поскольку он признает дело, действие и полезность;  признает бесполезность громких слов, трезво относится к народу, реально мыслит.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Давайте поспорим, Базаров! (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015