Тема революции в произведениях современников Горького

Тема рабочего класса привлекала внимание многих писателей — как предшественников, так и современников Горького. Произведения о фабричных и заводских рабочих создают определенную атмосферу уже в литературе 60—70-х годов. Среди них следует назвать «Очерки из фабричной жизни» А. Голи-цынского, романы Ф. Решетникова «Глумовы» и «Где лучше?», повести Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы» и «Разоренье». В последующие десятилетия тема рабочего класса прочно входит в творчество Д. Мамина-Сибиряка и А. Серафимовича, ей посвящен ряд произведений А. Чехова, в 1896 году появляется повесть А. Куприна «Молох», а через три года — его же очерки и рассказы о шахтерах Донбасса, печатавшиеся в газете «Киевское слово». Во всех этих произведениях уделялось большое внимание тяжелому экономическому положению рабочих, приводившему к стихийным формам протеста.

Историко-литературные изыскания последних лет открыли ряд забытых или полузабытых произведений начала века, в которых нередко разрабатывались те же проблемы, что и в романе Горького, делалась попытка создать характеры борцов, близкие к героям «Матери» по своему жизненному опыту, практике революционной борьбы и идейным устремлениям. Такова повесть редактора екатеринославской газеты «Южный рабочий» А. Машицкого «В огне», впервые напечатанная в Женеве в 1904 году.

В годы первой революции появляется цикл рассказов А. Серафимовича, произведения Л. Андреева («К, звездам»), Д. Айз-мана («Терновый куст»), повесть А. Кипена «В октябре», посвященная событиям 1905 года в Одессе, произведение Тана (В. Бо-гораза) «Дни свободы». В 1906—1907 годах пролетарский писатель А. Бибик пишет роман «К широкой дороге», опубликованный, однако, значительно позже: в 1912 году — I часть и в 1921 — II часть. Подобно повести Машицкого, роман идейно и сюжетно близок к «Матери». И все же эти произведения не стали значительным явлением литературы, особенно если говорить о художественно незрелой повести Машицкого.

Новаторские черты романа «Мать» не могут быть по-настоящему осмыслены без учета его специфики как произведения реалистической литературы, что роднит его с реалистическими романами и повестями других писателей. Однако несомненно и то, что Горький своим романом внес нечто новое в принцип типизации, разработал новый тип сюжета, по-новому решил проблему личности и массы  и т. д.

Многие писатели сознавали злободневность этих проблем, некоторые делали попытки их идейно-эстетического решения. Наиболее интересным в этом отношении является опыт И. Франко, который еще в начале 80-х годов в повести «Борислав смеется» показал преимущество организованной борьбы рабочего класса. Шовесть была творческим успехом Франко на том этапе его теоретических исканий. В одном из писем Франко по поводу этой повести содержатся ценные суждения о новом принципе отражения действительности: «Это будет роман несколько шире моих прежних повестей и, кроме жизни бориславских рабочих, представит также «новых людей» при деле,— значит, представит не факт, а, так сказать, представит в развитии то, что теперь существует в -зародыше… Главное — представить реально небывалое среда бывалого и в окраске бывалого». Эта формула напоминает горьковский тезис об изображении прошлого и настоящего в свете идеалов будущего. Стремление же показать новых людей при деле — это предвосхищение утвердившегося в творчестве Горького и других мастеров социалистического реализма нового типа романа, в основе сюжета которого лежит общественная деятельность людей, раскрытие личных судеб героев в связи с судьбой «дела».

Нет сомнения, что, говоря о новых людях, Франко имел в виду Бенедьо Синицу, а также в известной мере — Матия, Стас-ру, братьев Басарабов. Важнее, однако, определить, что скрывается под выражением «представить новых людей при деле». Речь идет не просто о деле, работе как профессии. Ведь Франко до этого уже показывал рабочих, занятых обыкновенным трудом. Кроме того, профессия и накладываемый ею отпечаток уже давно и успешно изображались Гоголем, Островским, Некрасовым, Бальзаком, Диккенсом и др. Франко же подразумевает более широкий охват жизни, раскрытие того, что существует в зародыше — новых форм борьбы, новых людей при их революционном деле. «При деле», скажет позже и Ниловна в романе Горького, подразумевая именно революционную борьбу. Примечательно, что Синица мало показан как рабочий, а больше — как революционный работник, организатор, и Павел Власов показан Горьким при революционном деле так, что мы даже не знаем его рабочей специальности. Принадлежность Павла к рабочему классу важна нам, поскольку в этом образе подчеркнута ведущая роль пролетариата в революционном движении. Горький очень мало говорит о жизни Павла до кружка, ибо не в этом проявилась сущность нового героя. Павел стал на путь революционной борьбы, он не представлял собою принципиально нового типа ни в жизни, ни в творчестве Горького. Главная задача романа — показать как рабочий проникается социалистическим идеалом, овладевает им и несет в массы, организуя и сплачивая их вокруг этого идеала.

Уже Франко задумывается над вопросом о формах организованной борьбы. У Бенедьо Синицы возникает мысль о забастовке, он даже смутно ощущает необходимость партии пролетариата: «В его голове промелькнула картина такого побратимства, великого и сильного, которое могло бы собрать воедино разрозненные силы рабочих» К

Однако геррй Франко еще не подготовлен к тому, чтоб ясно представить себе партию, её организационные и политические основы, её живое лицо. Иначе и быть не могло: Франко показывал только начальный этап рабочего движения. Его рабочий еще не проникся социалистическим идеалом так, как Павел Власов.

Мастера русской реалистической литературы отличались интересом к новым явлениям жизни, пристальным вниманием к человеческим характерам, раскрывающимся в борьбе с реакцией, косностью, отмирающими традициями. Такой конфликт составил основу произведений литературы XIX в. Он раскрывался или в «чистом виде», когда перед читателем в одинаковой мере представали обе враждующие стороны («Горе от ума», «Отцы и дети»), или путем выдвижения на первый план сил нового, причем конфликт раскрывался не столько в прямых столкновениях, сколько во взглядах или практической деятельности новых людей («Накануне», «Что делать?»). Второй принцип отражения жизненных противоречу»; характерен для произведений, появляющихся в переломные периоды жизни общества, когда писатели основной задачей ставят постижение нового характера. Таким явлением оказался и роман «Мать». Новым здесь было то, что Горький настойчиво и уверенно поставил на первый план не только отдельных героев, но и массу, выдвинувшую их, прослеживал основные этапы и особенности взаимоотношений между ними.

Если в прежних произведениях, включая и пьесу «Враги», Горький большое внимание уделял изображению эксплуататорских классов, то в центре романа «Мать» — эволюция социального и психологического облика рабочего класса. Этому подчинена и композиция произведения. Писатель выделяет несколько массовых сцен, показывая в них идейную эволюцию массы, которая- в начале романа предстает темной, разобщенной, обезличениой. Во второй картине (эпизод с «болотной копейкой») проявляется — правда, еще робкий — протест. Третья массовая сцена, одна из наиболее сильных,— первомайская демонстрация, на которой рабочие открыто предъявляют политические требования. В четвертой сцене (арест Рыбина) показана деревенская масса» в которой тоже начинают проступать ростки революционного сознания, сближающие крестьян с рабочим классом. Кульминационным моментом в композиции романа, в развитии образа народа и образа главного героя явилась сцена суда над Павлом Власовым и его товарищами. В речи Павла на суде Горький раскрыл революционную программу большевиков. Герой романа выступает от имени революционного рабочего класса и его партии, и потому эта сцена воспринимается тоже как массовая, хотя в её центре — отдельный человек. И, наконец, в шестой, финальной сцене романа пестрая толпа простых людей, находившихся на вокзале в момент ареста Ниловны, воплощает собою весь народ, в сердце которого глубоко западает семя большевистской правды. Эта сцена   приобретает символическое значение.

Так на фактах реальной жизни Горький раскрывает идею народа как решающей силы истории. Возглавляемый рабочим классом и его партией народ может осуществить и осуществит победу социалистической революции в России, которая явится путеводной звездой для трудящихся всего мира. «Россия будет самой яркой демократией земли!» — вдохновенно предсказывает Николай Иванович, один из руководителей революционного кружка. Во имя этой, будущей, России борются герои романа «Мать».

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

5 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

8 месяцев ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

8 месяцев ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago