Сочинение по роману Д.Андреева «Русские боги»

Книга Д.Андреева «Русские боги» включает в себя произведения, созданные поэтом в 1933-1956 гг. В предисловии поэт определяет ее жанр как поэтический ансамбль. Среди произведений такого жанра следует назвать книги В. Брюсова, Вяч. Иванова, К. Бальмонта, А. Белого и особенно А. Блока и М. Волошина, давших образцы своеобразного лирического эпоса. Это трехтомник лирики А. Блока (1898-1916), который поэт определяет как «трилогию», и «Неопалимая Купина» М. Волошина (1915-1924), также состоящая из тематически связанных глав-разделов, вобравших в себя предшествовавшие книги поэта.

Вслед за опытами поэтов-символистов художник создает произведение, которое композиционно раскрывается как единое поэтическое целое. В предисловии Д. Андреев пишет о структуре книги: «Главы эти весьма различны по своему жанру: здесь и поэмы, и поэтические симфонии, и циклы стихотворений, и поэмы в прозе. Ни одна из этих частей не может, однако, жить вполне самостоятельной жизнью… Все они — звенья неразрывной цепи; они требуют столь же последовательного чтения, как роман или эпопея».

Книга Д.Андреева «Русские боги» представляет собой образец мифологического творчества. Большинство произведений здесь напрямую связаны с трансфизическими откровениями поэта. Объединяемые мистико-философской концепцией, они реализуют целостную мифологическую систему. Книга может рассматриваться как апокалипсис, т.е. откровение тайн истории и шире — судеб человечества и Земли в системе эсхатологической перспективы. Родоначальником этого типа творчества в русской культуре рубежа XIX-XX вв. был Вл. Соловьев.

Особенностью апокалиптики Д. Андреева является то, что в своих метаисторических откровениях он идет не от символа к мифу, как это было в апокалиптике русских поэтов-символистов, обращавшихся к теме истории, а, наоборот, от мифа к символу. В своем мифологическом пространстве он воспроизводит ту реальность, которая усваивается им непосредственно, в живом мистическом опыте.  Этим определяется специфика образности и идейно-философского содержания произведения.

В центре книги — русская история в ее переломных, судьбоносных моментах. Образ времени в целом развивается от современности, от 1930-х годов XX в. (глава «Святые камни», 1941 — 1950), через погружение в мир и ритм советских будней (глава «Симфония городского дня», 1950) — к мистериальному ясновидению истории, последовательно разворачивающемуся с 3-й главы книги «Темное видение» (1949-1950).  Русская история раскрывается в произведении как арена борьбы ангельских сил, покровительствующих России, и сил Синклита, Собора святых, родомыслов и «гениев» русской культуры — с демоническими существами, препятствующими осуществлению Небесного Призвания России.

Главой светлых сил является ангел-народоводитель, дух-покровитель нации, которого поэт называет демиургом Яросветом (глава 9-я, цикл стихотворений «Сказания о Яросвете» (1942-1958). Свое творческое призвание и мистериальную судьбу Д. Андреев напрямую связывает с его именем: «К огню и стуже — не к лазури — | Я был назначен в вышине, | Чуть Яросвет, в грозе и буре, | Остановил свой луч на мне». Поэт называет своего «гения», посланного Яросветом, даймоном, используя для этого слово Сократа, которое иногда ошибочно заменяется «демоном».

Трагизм борьбы за Россию определяется тем, что русский демон великодержавия — уицраор был рожден в период татаро-монгольского нашествия для защиты от демона-агрессора по воле самого Яросвета. Уицраор как демоническое существо не заинтересован в уничтожении нации, а лишь в ее порабощении. Психические эманации, связанные с проявлением великодержавного насилия, являются, по Андрееву, пищей демона, поставляемой ему особыми трансфизическими существами — игвами (7-я глава, поэма в прозе «Изнанка мира», 1955-1958).

В исторической сфере смена уицраора определяет смену политической власти, очередную борьбу за господство. Поэтому государственная власть неизменно оказывается в сфере влияния демонического существа, темных антибожественных сил. Этот мистериальный опыт описывается в поэме «Гибель Грозного» (1951) и поэтической симфонии «о великом Смутном времени» «Рух» (1952). В центре 14-й главы книги «Александр» — судьба Александра I, который, как пишет Д.Андреев, «поняв трагическую нерасторжимость греховного узла своей власти», вступил на путь духовного подвига и подвизался в Сибири под именем старца Федора Кузьмича.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

5 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

8 месяцев ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

8 месяцев ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

1 год ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago