Крупнейшие русские писатели ХХ ст. Продолжение

Федор Васильевич Гладков (1883—1958) оставил заметный след в советской литературе. Его произведения явились откликом на многие важные вопросы современности. Таковы «Цемент» и «Энергия», рассказывающие о трудовом подъеме народа, развивающем индустриальную мощь своей страны. Мальчик пристально всматривается в окружающее и замечает, что всю деревню держит в руках «богатеющий» лавочник Митрий Стадиев, а что люди стремятся к свободе, к счастью. Народ любит труд, но редко бывает он в радость людям. И все-таки несколько сцен радостного труда запечатлелись в памяти мальчика. Одна из них — сцена коллективной молотьбы, когда казалось, что в этой «дружной, веселой работе люди как будто раскрыли в себе что-то новое…».

В объединяющем людей труде сказывалось их стремление к свободе. Оно было и в народных песнях, от которых «хотелось вздохнуть всей грудью», и в близости к природе, когда человек «чувствовал живую землю», «купался в солнце и дышал небесной синью».

Федя ощущал себя тесно связанным с народом; именно поэтому его поразили и взволновали стихи А. Кольцова, от которых веяло «свежестью и какой-то глубокой правдой». Это же чувствовали и взрослые, которым мальчик вслух читал Кольцова. В повести изображены замечательные характеры русских крестьян: мать Феди, бабушка Наталья, сестра матери Маша и многие другие. Рассказ о детстве крестьянского мальчика перерастает в рассказ о народе, его трудной доле, свободолюбивых мечтах, глубокой талантливости. Повествуя о своем детстве, Гладков откликнулся на призыв М. Горького, который в 30-е годы говорил о необходимости показать мужика, крестьянина, «чем он велик и что он издавна нес в своей душе». «Повесть о детстве» призвана воспитывать растущее поколение. «Посвящается моим внукам» — этими словами определял Гладков назначение повести, которая открыла автобиографический цикл в его творчестве, объединивший произведения «Повесть 0 детстве», «Вольница», «Лихая година», «Мятежная юность».

Большие возможности для расширения круга детского чтения дает и современная советская литература, успешно продолжающая дело коммунистического воспитания подрастающего поколения. Небывало быстрое и широчайшее распространение знаний в стране, где большинство населения еще недавно было безграмотным, проникновение техники в бывшие «медвежьи углы», строительство социалистического хозяйства в городе и на селе — все это обусловило огромную тягу к знаниям всего населения нашей страны, создало предпосылки литературы, в том числе и детской. Большое влияние на развитие природоведческой и научно-технической книги для детей оказала литературная и педагогическая критика.

Писатель сразу приступает к поискам формы, неотделимой от сущности, от содержания рассказа, но способной наиболее ясно и непосредственно донести это содержание до читателя-подростка. Горький особенно ценит в научной детской книге игру. Он рекомендует «дать на игре слов элементарное представление о технике мышления». Он привлекает внимание писателей к неожиданному, даже забавному в постановке вопроса («Для чего — ничего», т. е. зачем нужен вакуум, «О роли лягушек в науке» и т. д.). По существу здесь намечаются принципы занимательной научно-познавательной книги, способствующей развитию научного воображения. Большими мастерами такой литературы были Я. И. Перельман, автор «Занимательной физики», «Занимательной математики» и др., академик А. Е. Ферсман, написавший для детей «Занимательную минералогию», и др. Книги этих авторов Горький очень ценил.

В статье «О темах» мысли о плане библиотеки энциклопедических знаний для детей разработаны особенно последовательно и глубоко. Детская книга о науке должна связывать науку с историей общества. На видное место выдвигается тема о величайшем общественном зле — частной собственности, о том, откуда она взялась и «каким препятствием является она в наше время на пути развития человечества, как тормозит она свободу развития научной мысли».

«Земля», «Растение», «Воздух», «Вода» — эти темы детской книги, предложенные в статье «О темах», сами по себе не новы. Ново здесь то, что автор связывает их с представлением о человеке труда как «вместителе энергии, организующей и преобразующей мир», подчиняющей себе стихийные силы природы. Подчиненная человеку природа — это и есть культура — «вторая природа», созданная руками и мозгом человека, общества, коллектива. Предметом изображения в книге о науке становится уже не индивидуальный герой, а трудящееся человечество.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

5 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

9 месяцев ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

9 месяцев ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago