Герои пьес «Снегурочка», «Гроза» и «Бесприданница»

Два емких художественных символа скрепляют смысл «Грозы». Первый заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образовсимволов свобода. Свобода и любовь вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не изпод палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда
нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не
хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается
нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы,
которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.
Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых
она жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но
свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она
нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с
миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал
внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а
Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого
поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,
потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни
практически нет героевмужчин. Героев в смысле положительных
персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у

Островского героини любящие, страдающие души. Катерина Кабанова
лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с
характером Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Основанием для
сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость
окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути
характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет
главного, что есть у Катерины, цельности характера, способности на
решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этом
смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир
«Бесприданницы» иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когда написана
пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» лишь начало его.

Купцы «Грозы» только становятся буржуазией, это проявляется в том,
что традиционные для них патриархальные отношения отживают,
мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить
свои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются,
утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так
противны Катерине. Лариса тоже жертва обмана и лицемерия, но у
нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и
образование. Она ищет возвышеннокрасивой любви, изящнокрасивой
жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно,
Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир,
воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.

Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям
влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы
характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и
культурная Лариса должна была выразить хоть какойто протест в
отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях
натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло
и все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть както противостоять
глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть
игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей
бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 акте
пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом
Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,
пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним
блеском.

Весенняя сказка «Снегурочка» (1873) в силу своей фольклорной формы
удалена от социальной реальности российского общества времен и
Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое
объясняет в представлениях Островского о природе женских
характеров, чувств, о смысле любви. В «Снегурочке» две героини, обе
испытывают любовные муки, но поразному, потому что Снегурочка и
Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом
похожа на Катерину, роднит их «горячее сердце» (так называется другая
пьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки).
Главное для нихлюбовь, в которой единственно могут проявить они
свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но
избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже
весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком
Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы
Весны не знает любви, «девически чиста ее душа», ей странно, что
«передрались все парни за нее». Когда Купава упрекает ее в том, что
Снегурочка разлучила ее с женихом Мизгирем, Снегурочка
произносит ключевую для своего характера фразу: «Снегурочка чужая
вам». Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому
избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь
главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это
получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от
матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка
получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю,
который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье
счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под
палящими лучами СолнцаЯрилы, давнего соперника Мороза в
стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.
Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы,
способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину
полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

5 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

9 месяцев ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

9 месяцев ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago