Процесс нравственного воспитания детей отразился и в драматургии  последних  десятилетий. Большим успехом еще в военные и в первые послевоенные годы у зрителей-ребят пользовались инсценировки таких произведений, как «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина. Темы героизма, патриотизма, интернационального воспитания разрабатываются в детской драматургии первого послевоенного десятилетия, например, в пьесе С. Михалкова «Я хочу домой!». Ее действие развертывается за границей, в приюте для детей, вывезенных гитлеровцами из России. Затронутые в ней проблемы решаются драматически остро, психологически оправданно и доступными детскому восприятию средствами (приключенческий сюжет, юмор).

В конце 40-х и начале 50-х годов в некоторых произведениях появилась тенденция к сужению жизненных представлений ребенка, к замыканию их в рамки узких проблем «школьной пьесы» («В начале мая» В. Любимовой, «Барышня» В. Губарева). Положительные персонажи подобных пьес лишены внутреннего развития, похожи друг на друга. Конфликт в них подменялся пропагандой отвлеченных моральных норм. В ходе развития сюжета главный персонаж обычно выдвигал несколько ошибочных положений, совершая проступки, которые дружно осуждались коллективом. Пьесы обычно завершались благополучным объединением коллектива с заблуждавшимся и признавшим свои ошибки товарищем.

Начиная со второй половины 50-х годов, с приходом в детскую драматургию таких писателей, как В. Розов, А. Хмелик, М. Шатров, изменился подход к темам школьной и пионерской жизни. В их пьесах появился новый герой — подросток думающий, противоречивый, показанный автором в сложнейший период формирования характера (Колька Снегирев из пьесы А. Хмелика «Друг мой, Колька!», Миша Балашов из пьесы М. Шатрова «Место в жизни»; Вадим, Андрей, Галя, Алексей из пьесы В. Розова «В добрый час»).

В драматургии для детей на протяжении ряда лет идут активные поиски новых сценических форм, особенно в жанрах сказки и бытовой комедии. Эти жанры обращены прежде всего к дошкольникам и младшим школьникам, поэтому авторы пьес стараются сочетать интересное, современное содержание с живой зрелищной формой. Наиболее успешно удалось соединить народность сказки с живой современностью характеров Е. Шварцу в пьесе «Два клена». Василиса-работница и ее три сына — главные персонажи пьесы-сказки. Мать, которой после гибели мужа-богатыря Данилы пришлось самой бороться с врагами, учит своих детей побеждать злую волю Бабы Яги смелостью, любовью к труду, благородством.

Когда Баба Яга собирается превратить одного из сыновей в камень, выясняется, что она бессильна это сделать, потому что Иванушка ее не боится и не стоит «смирно».

В основе пьесы — спор Василисы с Бабой Ягой, извечный спор человека, который постоянно работает, с бездельницей, всю жизнь «надрывающейся», чтобы ничего не делать и «жить по-царски». Василиса и ее дети побеждают Бабу Ягу, и это символизирует победу творческой, трудовой основы жизни.

К сказке для детей в драматургии обращаются многие писатели 50—70-х годов: С. Маршак («Горя бояться — счастья не видать»), М. Светлов («Любовь к трем апельсинам»), В. Катаев («Цветик-семицветик»), Е. Гвоздев («Сказка о девочке-неудаче»), В. Коростылев и М. Львовский («Димка-невидимка»).

Пьеса В. Коросты лева и М.Львовского «Димка-невидимка» состоит из трех одноактных водевилей. Герой ее — Димка — сначала мечтает достать шапку-невидимку, чтобы исправить свои «двойки» в классном журнале; потом готов отправиться в путешествие «из бухты Барахты» на пиратском корабле, лишь бы не учить арифметику, и, наконец, согласен очутиться в сказочной стране, где ничего не нужно делать самому. Его друзья, ребята-старшеклассники, каждый раз разыгрывают спектакль, помогающий Димке понять, что было бы с ним в случае осуществления его желаний. Играют все участники спектакля, и только Димка воспринимает все всерьез. Остроумный сюжет позволяет показать на сцене самые неожиданные события. Димка попадает в фантастические ситуации и убеждается, что ложью и лодырничеством жить неинтересно. Основная мысль пьесы откровенно дидактична, но драматургическое воплощение ее в юмористическом и приключенческом сюжете прозвучало по-новому свежо и занимательно.

Русская детская литература постоянно обогащается благодаря творческой деятельности писателей разных национальностей. В сокровищницу всесоюзной детской литературы вошли произведения Якуба Коласа, Янки Купалы (Белоруссия), Саломеи Нерис (Литва), Сулеймана Стальского (Дагестан), Джамбула Джабаева (Казахстан), Расула Гамзатова (Дагестан), Юрия Рытхэу (Чукотка) и многих других писателей и поэтов. Тематика их произведений так же разнообразна, как и языки, на которых они пишут. Но один основной принцип характерен для всей многообразной русской детской литературы: это литература национальная по форме, социалистическая по содержанию и интернациональная по идеалам.

Детские писатели неустанно продолжают свой творческий поиск. «Большая литература для маленьких» остается действенным средством коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

5 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

9 месяцев ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

9 месяцев ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago