17 Окт »

Центров изучения Французской революции Новороссийский университет

Автор: Основной язык сайта | В категории: Русская земля VIII—IX вв.
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Одним из центров изучения Французской революции был Новороссийский университет. На его историко-филологическом факультете в конце XIX — начале XX в. работали такие известные специалисты по истории нового времени, как А. С. Трачевский, Р. Ю. Виппер, П. Н. Ардашев, И. И. Иванов, Е. М. Щепкин. Их научные интересы и лекционные курсы так или иначе были связаны с историей Франции XVIII в. Студенчество и прогрессивная часть профессуры Новороссийского университета принимали активное участие в общественно-политическом движении в годы реакции, наступившей в России и Украине десятилетием позже, чем во Франции, — с 80-х годов XIX в. В таких условиях профессору А. С. Трачевскому, первому историку нового времени, занимавшему кафедру в университете, в 1881 г. было отказано в разрешении прочесть цикл лекций на тему; «Исторические беседы о подготовке XIX века», в которых он большое внимание уделял веку Просвещения. По причине участия в общественном движении историку Г. Е. Афанасьеву «пришлось вести долгую борьбу за предоставление ему профессорской должности в университете», а профессор Е. Н. Щепкин «за причастность к событиям 1905 — 1907 гг.» был уволен из университета. И все же в Новороссийском университете лекции по истории Франции XVIII в. профессор А. С. Трачевский , читал немногим позже, чем такие же лекции услышали студенты Киевского университета, немногим позже, чем они стали читаться в Москве и Петербурге; эпоха Французской революции стала здесь и предметом научных изысканий.

[smszamok]

Среди имен одесских историков, перечисленных выше, безусловным продолжателем традиций «русской исторической школы» выступал Г. Е. Афанасьев. В «Очерках истории исторической науки в » Г. Е. Афанасьев был отмечен как историк, «не принадлежавший к школе Кареева», но изучавший «близкую ему тематику». Не допущенный из-за «неблагонадежности» к профессорской должности в Новороссийском университете, ученый работал управляющим отделением Государственного банка. Им были написаны две диссертации по истории Франции XVIII в. В 1884 г. историк защитил и издал магистерскую диссертацию «Главные моменты министерской деятельности Тюрго», а в 1892 г. — докторскую — «Условия хлебной торговли во Франции в XVIII веке». Обе работы были высоко оценены Н. И. Кареевым в России, К. Жанэ и Э. Леваом во Франции ал. Последний признал докторское исследование Г. Е. Афанасьева «выдающимся трудом». Часть его под названием «Общество голодовки», которая разъясняла происхождение одной из распространенных во времена Людовика XV легенд, в рукописи была прочтена Э. Левассером на заседании Академии моральных и политических наук, а затем переведена на французский язык и издана Академией.

Выводы обеих работ Г. Е. Афанасьева базировались на материалах французских архивов и имели научное значение. Он сумел осветить социальную направленность министерской деятельности известного реформатора Тюрго, а также показать ее обреченность, принципиальную невозможность «сэкономить» Французскую революцию за счет проведения соответствующих реформ. В докторской диссертации ученый проследил организацию хлебной торговли в различных регионах Франции накануне революции, отметил феодальные государственные ограничения, тормозившие ее развитие, осветил политику правительственных и местных регламентации и борьбу против них буржуазных кругов в предреволюционный период. Правда, ученый не исследовал взаимосвязи условий хлебной торговли и положения французского народа, не вскрыл причин изменения торговли хлебом. Тем не менее в 1945 г. А. И. Молок отметил, что труд Г. Е. Афанасьева «до сих пор не устарел».

В историографии советского периода изучению Французской революции было отведено особое, значительное место. Как отмечалось выше, профессор В, А. Дунаевский, известный специалист по историографии новой и новейшей истории, в докладе, прочитанном на европейском конгрессе в честь 200-летия революции (Рим, 1989 г.), выделил три главных этапа развития советской историографии революции. Первый этап охватывает, по мнению ученого, 1917 — начало 40-ос годов, второй — начало 40-х годов — 70-е годы и третий начинается 80-ми годами. Характеризуя первый этап изучения революции 1789 г, исследователь подчеркнул: «Традиции здесь играли тоже важную роль. Изучение французской экономики (деревни и города), но также социально-политической и идеологической борьбы во Франции в конце XVIII века, имели отправной точкой, в значительной мере, традиции «Русской школы» и заключения ее самых видных представителей: Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, И. В. Лучицкого, Е Е Тарле. Ученый отметил, что заключения корифеев школы зачастую приходилось «коренным образом пересматриьать.

В традициях «русской исторической школы» в Украине в течение первого этапа советской историографии Французской революции продолжали трудиться ученые Одесского университета. Это прежде всего историки О. Л. Вайнштейн и К. П. Добролюбский.

Видный советский историк О. Л. Вайнштейн в 20-е годы начинал свою деятельность в Одесском университете как исследователь революции 1789 г. Его небольшая книга «Очерки по истории французской эмиграции в эпоху Великой революции» (Харьков, 1924) была написана на основе впервые исследованных богатых материалов Воронцовского фонда научной библиотеки Одесского университета: прессы эмигрантов, современных революции брошюрах и т. п. Историк Л. В. Борщевский отметил, что до О. Л. Вайнштейна материалы Воронцовской коллекции лежали «мертвым капиталом», а вскоре после выхода его книги были описаны Рубинштейном в обзоре фондов библиотеки. Традиции «русской исторической школы» в работе одесского ученого сказались и в наличии черт социального анализа: историк приводил данные о расслоении дворянства и буржуазии в первые годы революции. Е. В. Тарле положительно оценил ее, написав, что она «вносит некоторые новые и живые черты в историю контрреволюционной борьбы первых лет после взрыва революции», отметил живость и яркость изложения т. Со второй половины 20-х годов О. Л. Вайнштейн специализировался по проблемам медиевистики, историографии средних веков, нового и новейшего времени. Его деятельность продолжалась в Ленинградском университете.

Наиболее известным исследователем Французской революции среди историков Одесского университета довоенного времени, продолжавшим традиции «русской исторической школы», был профессор К. П.’ Добролюбский (1885 — 1953). Участник революционного движения в 1900-х годах, политический эмигрант, он с 1926 г. до последних лет своей жизни изучал историю термидорианской реакции 1794 — 1798 гг. Первый труд «Экономическая политика термидорианской реакции» он опубликовал в 1930 г. Задачу своей работы историк видел в исследовании «общественного настроения в Париже в период термидорианской реакции», а среди предшественников назвал имена французских историков Ж. Мишле, Л. Блана, А. Олара, Паризе и Г. Девилля, считая труд последнего о Термидоре и Директории «самым полным, единственным марксистским исследованием» .

[/smszamok]

Работа К. П. Добролюбского имела солидную источниковую основу. Так же, как и О. Л. Вайнштейн, ученый использовал Воронцовский фонд, Строгановский и Шильдеровский; работал в архивах и библиотеках Одессы, Москвы, Ленинграда. В духе классических требований звучит заявление историка о том, что «установление фак-тоз» он считает своей первой задачей *, которой «в наше время широких обобщений иногда склонны пренебрегать» т. Без сомнения,

Марк Ферро в докладе на Международном историческом конгрессе в Штутгарте (1986) обратил специальное внимание на положение исторической науки в  в 20-х — начале 30-х годов, где, по его мнению, начиная с Покровского, «утвердилась история без рассказа, без дат, без великих людей; это история социальных классов, способов производства в России от рабства к феодализму и капитализму, это история, управляемая типично марксистскими законами». С 1934 г, говорил М. Ферро, по инициативе Сталина, Жданова, Кирова, Ярославского был сделан поворот к истории, которая в «глобальную марксистскую перспективу вплетала живой рассказ с героями, событиями, прививала любовь к Родине, к социализму».

Сочинение! Обязательно сохрани - » Центров изучения Французской революции Новороссийский университет . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015